Институты гуманитарных исследований в КБР и КЧР, изучающие историю местных народов, их языки, фольклор, искусство и быт, попали под жернова финансовой оптимизации. И связано это, возможно, не только с экономическим кризисом. В постсоветское время они сыграли большую роль в росте самосознания кавказских этносов, что могло в конечном итоге привести к междоусобице и отделению от России. К примеру, в КБР институт провел исторические изыскания о Канжальской битве, которые возвеличили ее роль в российской истории. Замир Шухов считает это исследование одним из самых успешных в институте за последние годы.
Однако российские историки на подобные труды коллег из национальных республик смотрят с иронией и осуждением. Так старший научный сотрудник центра Кавказских исследований Владимир Захаров никак не может представить себе, что битва на территории современно Кабардино-Балкарии была "матерью Полтавской баталии" и оказала "действенную помощь в войне Петра I с Карлом XII". «После Канжальской битвы Кабарда "стала полноценным централизованным государством" (ни больше, ни меньше). Вот уж воистину не знаешь чему удивляться - "двоечникам" от науки или заведомо распространяемой лжи», - пишет Захаров, отмечая, что авторами этого труда являются ученые КБИГИ.
Зато по достоинству оценивают труды ученых этого же института экстремисты так называемого Джамаата Такбир из Вилайята Кабарды, Балкарии и Карачая самопровозглашенного ваххабитским подпольем Имарата Кавказ. Доклад Арсена Мукожева «Ислам и Адыгэ Хасэ», в котором утверждается, что привнесенный из арабских стран ислам нисколько не противоречит местным верованиям, полностью опубликован на сайте джамаата, признанном экстремистским в конце 2011 года.
А вот другой ученый КБИГИ Аслан Ципинов, чьи этнографические работы не были подкованы исламской идеологией и расценивались как пропаганда язычества, видимо, ваххабитам пришелся не по душе. 29 декабря 2010 года его убили в собственном доме.
Есть ощущение, что ориентированные на самоутверждение национальных культур институты стали вызывать недовольство федерального центра и поэтому им перекрывают кислород. Кроме того борьба за Кавказ сейчас лежит скорее не в научной, а в религиозной плоскости. Не случайно Россия взялась за укрепление системы исламского образования, чтобы отбить охоту у молодых мусульман ездить в Саудовскую Аравию и привозить оттуда опасные для общества ваххабитские идеи. В том же Нальчике нашлось достаточно средств на строительство нового религиозного центра для мусульман. В него войдут новый корпус исламского университета имени Абу Ханифы, уже действующего в Нальчике, общежитие, спорткомплекс, новая огромная мечеть.
Общественность Кабардино-Балкарии выступает против строительства этого центра, так как считает, что республика в нем не нуждается и не является настолько религиозной. К тому же такой центр может усилить противостояние между приверженцами разных течений ислама, что приведет к еще больше террористической активности подполья. Пример тому - Дагестан, где Духовное управление мусульман тщетно пытается обратить народ в «правильную» миролюбивую веру.
Все это хорошо укладывается в логику русской поговорки «Клин клином вышибают». Но в данном случае уничтожение научных центров и поддержка исламских образовательных учреждений могут привести к непоправимым последствиям, в результате которых Кавказ будет полностью исламизирован. У жителей КБР уже сейчас возникает резонный вопрос: а куда девать 1500 муфтиев, которые будет выпускать ежегодной этот нальчикский исламский университет? Или Россия будет их экспортировать в Медину, как сейчас это делает Саудовская Аравия?