Руководство химического завода "Ставролен" в Буденновске не называет пожаром вчерашнее возгорание в установке газоразделения цеха по производству этилена, подчеркивая незначительность происшествия. По сравнению с ЧП 2011 года, когда на предприятии произошел взрыв и огонь распространился на территорию в 1000 квадратных метров, новая авария действительно менее масштабна. Однако тот факт, что случилась она в том же долго ремонтировавшемся и недавно проверенном комиссией цехе, настораживает. Тем более что "Лукойл" рядом начал строительство еще более опасного завода по переработке газа.
Буденновск понемногу начинает привыкать к авариям на "Ставролене". Горит он с завидной регулярностью. В 2008 году три человека погибли и трое получили серьезные ожоги при взрыве емкости с полипропиленом. Через год случился еще один пожар. В декабре 2011 завод снова загорелся, когда произошел взрыв во втором цехе, где происходит газоразделение. После той аварии завод восстановил работу в полном объеме только через год. И вот накануне, 26 февраля, опять случился пожар, и снова в отделении газоразделения цеха номер два по производству этилена.
Пресс-служба завода называет произошедшее только "возгоранием", поскольку выжжена незначительная площадь. В 2011 году огнем была охвачена площадь в тысячу квадратных метров. Завод тлел двое суток. На этот раз огонь удалось локализовать за три часа. Через сутки после взрыва продолжалось лишь "контролируемое выжигание остатков продукта", как пояснили корреспонденту BigCaucasus в пресс-службе "Ставролена".
Воспламенение произошло из-за утечки бензола. Задвижку, или клапан, удерживающую его в огромной емкости, выбило. Рабочие, находившееся в соседнем инженерном корпусе, метрах в двухстах от второго цеха, переодевались на обед, когда прогремел взрыв. Они рассказали, что у них в помещении от взрывной волны вылетели стекла в окнах, попадали подвесные потолки и подскочили лавки. Многие кинулись бежать с предприятия, вызывали такси и уезжали из города, опасаясь дальнейших взрывов. Пострадали, по их словам, 17 человек, один из которых сразу был отправлен в реанимацию. Помимо ожогов, рабочие получили ранения битым стеклом и металлическими конструкциями.
Впрочем, разглашать подробности аварии заводчанам запрещено. Многие из них сразу после вчерашнего взрыва выключили сотовые телефоны. Пресс-служба предприятия также выдает информацию лишь после разрешения из головного офиса "Лукойла", а там, очевидно, предпочитают не нагнетать панику. Сообщают, что опасности для жителей города и района нет никакой, так как при сгорании бензола образовался углеводород и вода. Повреждения, по данным пресс-службы "Лукойла", получили только 15 сотрудников предприятия, из которых лишь четверо были госпитализированы. Однако есть и данные территориального центра медицины катастроф о 8 госпитализированных. Три человека, включая одного пожарного, сегодня были отправлены на лечение в Москву на самолете МЧС.
Все производство на предприятии временно приостановлено. Это уже сказалось на нефтеперерабатывающей отрасли. Цены на полимеры, которые производит "Ставролен", пошли вверх, сообщил сегодня директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаил Грязнов. По его словам, для отрасли этот пожар будет "серьезным испытанием".
В прошлый раз ЧП выбило завод из рабочего ритма почти на год и принесло 800 миллионов рублей убытка. Через полгода он заработал на привозном пропилене, произведенном на лукойловском "Карпатнефтехиме". Виновным в аварии суд признал начальника цеха №2 "Разделения пирогаза и получения бензола" Сергея Горкавого. Следователи доказали, что он несколько дней подряд давал указание увеличивать температуру на оборудовании и уровень пропилена, чтобы получить больше продукции. Это привело к воспламенению паровоздушной смеси пропан-пропиленовой фракции от газовых горелок печей.
Заработал второй цех только в октябре 2012 года. В нем осталась та же алюминиевая емкость для бензола, называемая "колонной", которая пережила пожар. Она была предназначена только для низкотемпературных процессов и немного накренилась после аварии 2011 года. Руководство завода долго решало, что с нею делать, но потом оставило на месте и подписало в эксплуатацию, чтобы быстрее восстановить производство. Недавно, по данным источников BigCaucasus, второй цех проверяла комиссия, которая не нашла никаких нарушений. А перед взрывом на стенке колонны с бензолом наблюдалось "вздутие". Вылетевший клапан, по предположениям технологов, ранее работавших на заводе, мог быть засорен, если в погоне за увеличением выработки не производилась обратная продувка. Точные причины ЧП выясняет комиссия под руководством представителей государственных надзорных органов. Рабочие предполагают, что последствия второй аварии для второго цеха будут серьезнее, а колонну все-таки придется менять.
Тот факт, что на предприятии Вагита Алекперова после капитального ремонта установки по производству этилена снова произошло ее возгорание, не может не настораживать жителей города. Дело в том, что "Лукойл" рядом со "Ставроленом" начал строительство газоперерабатывающего комплекса мощностью 6 миллиардов кубометров газа в год. Это еще более взрывоопасное производство. По данным буденновских общественников, побочным продуктом переработки каспийского газа станет сера, которая погубит экологию Буденновска, и без того страдающего от работы завода. В ответ руководство "Ставролена" заверяет, что заказанное оборудование не предназначено для технологических процессов в присутствии серы, и это служит гарантией безвредности строящихся мощностей.
Массово горожане против соседства с опасным химическим гигантом не протестуют. Специалисты получают на нем хорошую по провинциальным меркам зарплату, порядка 70 тысяч рублей, которую в случае увольнения заработать будет негде. Пострадавшим в 2011 году предприятие щедро заплатило: выделило по 50 тысяч рублей и по квартире в построенном заводом новом доме. И потом, "Ставролен" с советских времен считается градообразующим предприятием. Но если раньше на нем работали более четырех тысяч человек, то сейчас хорошо, если осталось две тысячи. Налоги завод платит, но от бюджета города они составляют сотую часть.
Бюджет Ставропольского края тоже недополучает сборов с "Лукойла" с тех пор, как российские законодатели разрешили холдингам платить по месту основных производств. Так что за риск и испорченный воздух буденновцев дивиденды получают жители Ямало-Ненецкого автономного округа. Кстати, именно там раньше работал нынешний глава Ставрополья Владимир Владимиров, до сих пор поддерживающий тесные связи с тамошними чиновниками, а некоторых перетащивший за собой на юг России. Один из его назначенцев — зампред ставропольского правительства Роман Петрашов, курирующий теперь промышленность края, много лет проработал в сибирском и украинском подразделениях "Лукойла". Да и сам Владимир Владимиров Алекперову не чужой человек — с 1997 года по 2005 год работал на разных должностях в его западно-сибирской компании. Так что лобби в нынешнем ставропольском правительстве у "Лукойла" сильное, и нынешняя авария на планы расширения перерабатывающих производств нефтяной компании в Буденновске не повлияет.