Читайте также Мартагов: на Северном Кавказе победили идеи Дудаева
Потом, после смерти Сталина чеченцам разрешили вернуться домой. Дидойцы оставили чеченцам их дома целыми и невредимыми, а сами пешком отправились в родные горы Дагестана. Но там их ждали руины и пепелища, поскольку власти после их выселения разрушили их родовые села до основания. Пока дидойцы заново отстраивали свой быт, они годами ютились в землянках. В поздние советские годы они долго пытались достучаться до республиканских властей Дагестана, чтобы на проблемы их народа наконец -то обратили внимание. Эти проблемы связаны не только с разрушенными селами. Дидойцы из-за кланового характера политической системы республики очень слабо представлены на уровне республиканских властей. Цунтинский район - самый отдаленный район от Махачкалы. Здесь постоянные перебои с электроснабжением, здесь нет газа, люди топят дома и печи, как и тысячи лет назад - кизяком и дровами. Здесь самые плохие дороги. Когда горный перевал заносит снегом, почти весь район оказывается отрезанным от «большой земли». Там очень изрезанные и густо поросшие хвойными лесами горные ущелья. В Первую и Вторую чеченские войны Цунтинский район очень активно использовался боевиками для перехода в Грузию. В тот период жители района не принимали активного участия в чеченских событиях, но они могли наблюдать, как боевики беспрепятственно гуляют из Чечни в Грузию и обратно. Район уже в те годы был нашпигован федеральными войсками, поскольку был приграничным районом. Федералы пытались там блокировать боевиков, которые выходили из Чечни. Несколько позже, когда в Дагестане начали распространяться идеи вооруженной борьбы с властями под лозунгами джихада, то эта идеология нашла себе ощутимую поддержку в Цунтинском районе республики. То же самое, кстати, можно сказать и про соседний Цумадинский район».
Руслан Курбанов считает, что одни силовые методы тут не помогут. «Нужно решать эти проблемы в комплексе. Нужно рещать весь комплекс их социальных, экономических, культурных проблем. Нужно использовать идеологическую работу на фоне того примирения, которое произошло недавно между салафитской общиной Дагестана и Духовным управлением мусульман республики. Дидойцы - народ с непростой судьбой, и с независимым характером. В силу этих причин, здесь всегда были сильны протестные политические настроения. Местный ислам был представлен независимыми течениями, которые также не признавали внешних авторитетов. В силу всех этих исторических, политических и социальных факторов часть местной молодежи, отчаявшаяся достучаться до властей, находит себе единственный путь защиты своих прав и интересов в радикальной, протестной, джихадистской форме ислама, и никак больше. Справиться с этим в Цунтинском районе только силовыми методами нельзя и невозможно».
Тамерлан Алероев