Галина Хизриева - известный в России ученый - кавказовед, специалист по радикальному исламизму в России. В мусульманских кругах России ее также знают как последователя шейха Саида - эфенди Чиркейского. Темой интервью, которое она дала Gtimes, был на сей раз не Кавказ, а Татарстан. По словам Галины Амировны, казанский теракт 19 июля этого года и активизация «лесного» подполья в Татарстане были прогнозируемы еще 20 лет назад. Отдельно эксперт коснулась личности татарского историка Раиса Сулейманова, которого ряд исламских СМИ называет «провокатором».
- Почему молодого эксперта РИСИ Раиса Сулейманова называют «исламофобом» и обвиняют в необъективности?
- Действительно, Гейдар Джемаль и Али Вячеслав Полосин назвали Сулейманова «необъективным специалистом» и даже «исламофобом». Во - первых, «субъективность» Раиса Равкатовича вызвана тем, что его друга и учителя Валиуллу Якупова явно убили ваххабиты. Хоронить своих друзей и учителей без боли невозможно, и эта боль сделает субъективным любого. Во - вторых, обвиняли ли в чем -то Сулейманова Центральное духовное управление мусульман России или Российская ассоциация исламского согласия? Нет. Обвинял исключительно Совет муфтиев России и подконтрольные ему СМИ и структуры. Вина этого ученого в том, что он нарушил покой ваххабитсткого холдинга Казанского кремля и Совета муфтиев России. Термин «ваххабитский холдинг» ввел в обращение Валиулла -хазрат Якупов. Сулейманов воззвал к властям РФ с требованием остановить процессы, запущенные в мусульманской умме России в 90-е годы, поскольку они приведут к большой крови. А чиновникам не хочется расставаться со своими креслами, поэтому они судорожно пытаются договориться с террористами, вместо того, чтобы вести с ними бескомпромиссную борьбу. В этих обстоятельствах статьи и аналитический мониторинг Сулейманова становятся чиновничьим кошмаром. Чиновники работают против него рука об руку с ваххабитами и татарскими националистами, поскольку им не нравится информационная опека над Татарстаном. Но такая опека неизбежна, поскольку Татарстан - нефтедобывающий регион, и там нужен покой не воображаемый, а реальный.
- С какого времени ваххабиты активно действуют в Татарстане? Какова нынешняя степень их влияния на татарскую умму?
- Роковой датой для Татарстана стал 1992 год. В том году фонд "Тайба" организовал в Набережных Челнах молодежный лагерь. В лагере работали салафитские проповедники-арабы. Кроме исламского призыва (даваат) там проводился инструктаж по организации джамаатов. Такие лагеря стали традиционными, и со временем охватили и другие регионы РТ. С «Тайбой» контактировал Фарид Мухаметшин, впоследствии глава Госсовета РТ. На деньги «Тайбы» в Набережных Челнах строилось салафитское медресе «Йолдыз». В это же время в России шла активная работа по созданию Духовных управлений мусульман. Салафиты оказывали этим процессам большую финансовую поддержку и, как следствие, имели возможность влиять на кадровую политику и формирование образовательных программ и организаций. Впоследствии многие исламские организации РФ оказались тесно связаны с такими саудовскими учебными центрами как «Ибрагим бин Абдулазиз аль - Ибрагим» и «Хайят уль -Игаса», а новорожденное Духовное управление мусульман РТ оказалось полностью под влиянием ваххабиских идей. Муфтий РТ Гусман Исхаков был салафитско - ваххабитской креатурой. Позже совместные усилия проповедников салафизма и тогдашних руководителей Духовного управления РТ дали обильные всходы. Джамааты вышли на стадию самоорганизации, они организуются татарскими учениками первых проповедников-арабов.
Вы упомянули Фарида Мухаметшина. Насколько сильно оказалсявтянут в ваххабизацию Татарстана Казанский кремль?