Тем не менее, деньги пока что не перевелись в грузинской казне. Война в Южной Осетии объективно оказалась на руку Тбилиси. Ведь к полученному от Запада статус у «пострадавшей» стороны прилагалось еще и 4,5 миллиарда долларов, 2 миллиарда из которых - как подарок, и 2,5 миллиарда - как кредит. А если прибавить к этому еще и сотни разных более мелких грантов на «различные нужды» и программы реабилитации, которые напрямую финансируются бюджетами иностранных государств, то получится, что из войны 2008 года Грузия вышла богатой страной.
Но никаких средств не хватает экономическому гению Саакашвили на образцово-показательные реформы. Страна за последние годы заняла еще больше трех миллиардов долларов. Это огромные деньги, которых здесь никогда не было. Но распорядились ими, судя по всему, абсолютно бездарно.
Они просто-напросто проедены. Истрачены на подсветку гор, на покраску мрачных девятиэтажек, на безумно дорогой мировой пиар страны и на много других, вполне второстепенных вещей. Но не сделано главное: до сих пор не создана национальная экономика. Грузия как не производила ничего своего, так и не производит. В итоге импорт вернул Европе обратно все вложенные ею финансовые ресурсы.
Что будет дальше? Деньги безвозвратно потеряны. Долги составляют больше 80% ВВП. А это состояние, близкое к дефолту. Прогнозировать, что будет после 2013 года, не возьмется никто. Через два года страна должна будет начать расплачиваться с долгами. И сумма необходимого первого транша составит около миллиарда долларов, или около 25% годового бюджета страны. Ясно, что на чем-то придется серьезно экономить.
Изменить сложившуюся ситуацию Саакашвили вряд ли сможет. Он должен стать лучшим в мире президентом-фандрайзером, чтобы находить ежегодно больше миллиарда долларов для поддержания своей страны на плаву. Это при условии, что никто не будет требовать назад долгов, а большую часть инфраструктурных проектов по-прежнему будут оплачивать американские налогоплательщики.
Нынешняя структура экономики никогда не позволит Грузии выбраться из долговой ямы. Нет производства, за счет которого может пополниться бюджет. Значит, бремя долгов ляжет на население и бизнес, созданный в стране за последние годы.
Казалось бы, привлечены миллиарды долларов иностранных инвестиций. Не пришло ли время им поработать на страну, которая с такой радостью приняла их? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, почему иностранный бизнес так охотно шел в Грузию. Здесь действительно были созданы все необходимые условия. Сверхнизкие налоги, полное отсутствие административных барьеров и очень низкий уровень оплаты труда. Но если попытаться за счет бизнеса решить проблему долгов, то надо поднимать налоги. Налоги растут - и общая картина становится не такой уж и привлекательной для бизнеса. Можно при этом изменить законы и не дать бизнесу покинуть территорию. Но это очень быстро превратит страну в изгоя. За примером далеко ходить не надо.
Всего сто миллионов долларов задолжало грузинское правительство израильской компании. Заманили бизнесменов в Грузию и посадили их в тюрьму. Рейтинг страны в глазах ее стратегического партнера немедленно упал до нуля. И больше солидных израильских инвестиций стране ждать не стоит.
Так что основную тяжесть грядущего кризиса придется тянуть населению на своих плечах. Скорее всего, предстоит девальвация лари, массовые увольнения и другие радости финансового коллапса.
Но ничего, грузинские власти верят в свой народ. Ведь он пережил лишения середины девяностых, когда писатели выпрашивали на рынке к обеду кусок мяса. Так что и не такие времена были, выстоят.