Акция Представительного народного собрания "Я тоже заключенный" удалась на славу: трое участников сели на 10 и 20 дней в тюрьму, еще четверо оштрафованы. Полицейское государство, созданное Михаилом Саакашвили, продемонстрировало свою мощь, а оппозиционеры - недостатки политической системы. Все это Грузия уже многократно проходила два и четыре года назад, но смены режима так и не произошло. Однако демонстрантов это не смущает. Активность - вот залог успеха, считают они.
Участники пятничной акции перед зданием Министерства по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи, что на тбилисском проспекте Казбеги, выступали под лозунгом: "Я тоже заключенный". Для семерых демонстрантов метафора солидарности превратилась в удручающую реальность. Лидер движения "Ратом?!" ("Почему?") Мераб Чикашвили и Георгий Харабадзе были приговорены к двадцатидневному заключению, Каха Чиковани - к десятидневному, а Ладо Садгобелашвили, Отар Бекаури, известный актер Гия Бурджанадзе и Бесо Табатадзе - к штрафу в размере 400 лари каждый.
Движение общенародного сопротивления, как именует себя часть организаций, присоединившихся к "Всенародному представительному собранию", намерено оповестить о новых репрессиях Международную федерацию по защите прав человека и соответствующий комитет Европарламента.
Как сообщили официальные грузинские телеканалы, полиция была вынуждена арестовать митингующих потому, что они перекрыли движение автотранспорта. На этот шаг протестующие против пыток в тюрьмах пошли после того, как министр по исполнению наказаний Хатуна Калмахелидзе проигнорировала их призыв выйти на открытый диалог.
После позапрошлогоднего весеннего обострения у оппозиции власти обезопасили себя новым законом "О митингах и манифестациях". Он запрещает демонстрантам выходить на дорогу, если народу не слишком много. Кроме того, по нему штрафы и тюремные сроки за нарушения общественного порядка во время акций протеста кратно возросли. Так что итоги народной акции "Я тоже заключенный" было легко предсказать.
Однако арестованные не считают себя нарушителями закона и не согласны с приговорами Тбилисского суда. Зураб Диасамидзе, адвокат Гии Бурджанадзе, оштрафованного по статье "Сопротивление полиции", сообщил, что судья отклонила ходатайство защиты о предоставлении записей с видеокамер. "Это означает, что суд не заинтересован в установлении истины", - резюмировал он. Сам актер, который недавно объединил оппозиционно настроенную молодежь в "народные дружины" - так называемые "шепицулеби", что означает "давшие клятву" - полагает, что главной цели участники пятничного митинга все-таки добились.
- Я и мои друзья пришли на акцию выразить солидарность заключенным и поддержать требования, чтобы прекратилось насилие со стороны администрации тюрем. Главное, чтобы было зафиксировано: в тюрьмах у нас происходят страшные вещи, - заявил GeorgiaTimes Гия Бурджанадзе. И добавил: "Как и в России, кстати, потому что при недемократических правительствах всегда такое бывает".
- Вы будете опротестовывать решения суда?
- Само собой, потому что и мое задержание было несправедливым и незаконным, и то, как суд вынес приговор. Это еще раз подтверждает, что у нас недемократическое правительство, потому что суд карманный. Один из основных институтов государства - судебная власть - дискредитировал себя.
- Вы ведь перегородили дорогу, а это запрещено законом.