Грузинский режиссер Тенгиз Абуладзе в конце 80-х прошлого века указал дорогу к храму жителям одной шестой суши, как гордо именовали СССР. Путь к духовности, несмотря на то, что эпоха перемен привела многих в церковь, по-прежнему сложен и тернист. Соотечественникам Тенгиза Абуладзе сегодня, почти тридцать лет спустя после выхода в свет его легендарного фильма «Покаяние», предстоит сдать экзамен на духовность.
28 апреля по инициативе Католикоса-патриарха всея Грузии Илии Второго во всех церквях и соборах страны будет вознесена молитва покаяния. Как пояснили в Патриархии Грузии, передает «Росбалт», каяться следует за «свое поведение, за неправильную жизнь», и это является «главным таинством церкви». Покаяние - путь к спасению. Отцы Церкви называют покаяние «вторым Крещением», «обновлением Крещения». Если перевести на современный язык, это - признание своих ошибок, что позволит избежать их повторения. Удастся ли грузинским властям и оппозиции, а именно к ним был обращен призыв Илии Второго, признать ошибки?
В церковь-то придут и те, и другие. Так принято по нынешним временам. Только вот зажженная свеча - не всегда путь к духовности, прощению и пониманию. Ведь уже накануне, 27 апреля стало ясно, что каждый из нынешних политических оппонентов по-своему понял слово «покаяние» и услышал то, что хотел услышать...
Так, лидер партии «Путь Грузии», экс-глава МИДа Грузии Саломе Зурабишвили попросила у общества прощения за то что, когда была во власти, заверяла всех, что во главе страны стоит молодая демократическая сила. Лидер другой оппозиционной партии «Движения за единую Грузию» Эка Беселия заявила, что призыв Католикоса-Патриарха Илии Второго о молитвах прощения «был интерпретирован неправильно». По ее словам, Патриарх вовсе не имел в виду, что власти и оппозиция должны стоять вместе во время молитвы в храме.
Оппозиционеры после митинга пойдут на 6-часовую молитву в Кашвети, что напротив парламента. Представители власти, скорее всего, отправятся в кафедральный собор Самеба (Святой троицы). Столь ли важно, в какой храм кто пойдёт?
Всплывают сцены из легендарного фильма Тенгиза Абуладзе. В той же родной, с буйством зелени, красок и эмоций Грузии хоронят местного «кумира» - важного руководителя Варлама Аравидзе. Затем каждый день его тело будут находить у дома Авеля. Кетеван Баратели дает признательные показания судьям: это она не дает покоя душе и телу тирана. Мстит за родителей, погубленных Аравидзе. Но судьям не понять, о чем толкует эта самая Кетеван. Ведь и так тепло и сытно, зачем вспоминать о былых злодеяниях?