- Он носил бороду?
- Нет. Он выглядел и одевался как вся ингушская молодежь. Бывало, щетина вырастала.
- А в вашей семье все верующие, все изучают Коран, или только молодое поколение?
- У нас дядька был муллой. Родители были верующие, мы все молимся. Коран, правда, я не читаю, потому что арабского не знаю. А вот младший ходит у меня в 7-8 класс, в школе сейчас преподают арабский, и он чуть-чуть знает.
- Ничего удивительного, что сын тоже верующий нет. А вы считаете, что именно из-за этого его и других односельчан арестовали. Это политика властей?
- Всех, кого тут арестовывают, это ребята, которые не пьют, не курят, а постоянно ходят в мечеть молятся. А на тех, кто пьет и наркоманит - ноль внимания. Всю самую здоровую молодежь забирают, какие-то показания выбивают. У нас в роду есть однофамильцы, которые вообще исчезли. Пропали без вести. А забирали их: заезжали БТРы, УрАЛы, ГАЗели, УАЗы, люди в военной форме забирали людей. А потом говорят: никаких спецоперация мы не проводили, куда делись люди, мы не знаем. Таких случаев много. И в основном здоровая молодежь 20-25 лет. Их калечат, убивают.
- Есть версия о том, что гонения на Хашагульговых начались после того, как вместо президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова хотели назначить генерала Ахмета Хашагульгова.
- Да, активные исчезновения и похищения людей начались действительно после смерти генерала Хашагульгова. Он разбился в аварии.
- Перед этим он был назначен главой республиканского Пенсионного фонда, собирался начать проверки и вдруг погиб.
- После этого начали увольнять всех госслужащих Хашагульговых. Молодежь начали преследовать. Я сам раньше занимался бизнесом, но мне тоже как-то дорогу перекрыли. Я выполняю частные заказы на установку сантехники, отопления. Официально я не работаю. Начинаешь чем-то заниматься, не дают тебе работать. Везде стоят евкуровские кадры. Откроешь маленький киоск - и то они берут дань.
- Раньше Мурата Зязикова обвиняли, что он посылает за людьми «эскадроны смерти». От Евкурова ждали лучших перемен.
- Оказалось, намного хуже. Когда Евкуров принимает, он говорит: «Все сделаю». Я обращался несколько раз письменно, и на приеме у него был, когда забрали сына. Он собрал всех силовиков, отругал начальника РОВД за то, что они не знают, что у них делается. И толку?
- Он недавно при президенте Медведеве признал, что силовики участвуют в похищениях.
- У него уже выхода просто нет. Потому что среди бела дня на центральных улицах забирают жителей люди в масках, камуфляже на военной технике, а говорят - спецопераций не было. Но люди сообщают номера машин, указывают технику. Все уже знают, что этим занимаются спецслужбы.
- А вот эти вилайаты - что, плод воображения? Где прячутся те люди, которые устраивают теракты?
- Никаких прячущихся людей тут нет. В лесу боевиков нет. Силовики сами выдумывают и сами совершают теракты, руками, может быть, каких-то преступных элементов. Сплошной беспредел.
У отца человека, признанного террористом, возможно, на все происходящее особая точка зрения. Но не от него первого приходится слышать о методах, которыми оперируют следователи в подобных делах, о роли судов, о похищениях людей, о преследованиях по религиозному принципу в Ингушетии и других республиках Северного Кавказа.