Карабахский город Шуши пытается подтвердить свой статус культурного центра Кавказа. И хотя сегодня это трудно сделать, в городе есть даже музеи частных коллекций, в один из которых и направился наш корреспондент.
Гуляя по улицам Шуши, сразу и не увидишь в переулках дом-музей Эдварда Жамгаряна. Жамгарян является его хозяином и собирает здесь все, что душе угодно. Получается красиво и со вкусом. Войдя во двор, я опешил: передо мной стояли два вигвама. Подойдя ближе и рассмотрев их внимательнее, я увидел, что в них можно отдыхать и даже ночевать. Рядом были также выставлены экспонаты из камня и железа. Двор выглядит очень ухоженным и уютным. Хозяин сразу угостил меня чаем из самовара и кофе, сваренным на углях. Тут все соединилось воедино: и музей, и огород. Можно сорвать огурец, растущий среди экспонатов, и перекусить им.
Видно было, что Эдварду не терпится показать мне свою коллекцию. Как только я переступил порог дома-музея, где находится его коллекция, у меня появилось ощущение, что я попал в другой мир. Чего здесь только нет. Старинные весы, посуда, кувшины, инструменты для обработки земли...
Эдвард Жамгарян - мастер по ремонту кожаных изделий. Работая по этой профессии, он объехал половину бывшего Союза, но в 1992 году вернулся в Шуши, откуда родом его предки. Теперь Жамгарян сам себя считает безработным. Но на самом деле его хобби давно уже стало работой.
"Собранные мной экспонаты - из самой Шуши и ее окрестностей. Я ходил по домам, где никто не проживал, и собирал экспонаты. Много домов было разрушено - война сделала свое дело. У меня их было очень много. Но в какой-то период я снова выехал в Среднюю Азию, и в мое отсутствие много экспонатов пропало, так как они лежали во дворе. Но я снова начал их собирать. Некоторые экспонаты я находил во время раскопок, некоторые - в стенах домов. Штык-нож, старый кинжал, курок - все это я нашел, когда раскапывал свой огород", - говорит хозяин музея.
Действительно, город буквально набит разным раритетом - достаточно копнуть лопатой и можно что-нибудь найти. "Хотел бы остановиться на ковре, где изображены две лошади. Мой цех начал производить ковры, и я не хотел копировать то, что уже до меня начали производить в Степанакерте и других местах Карабаха. В каталоге я прочитал, что этот ковер карабахский, а оригинал его находится в Баку. Мне захотелось его создать, что я и сделал. Всем посетителям этот ковер очень нравится. Его даже пытались у меня купить, но я не согласился, так как считаю, что этот ковер должен находиться в музее".
Местных жителей не удивишь красивыми старинными вещами. Поэтому основные посетители музея - это иностранцы. В этом году их было около 50 человек - из Франции, Японии, России, Швеции, Чехии, Испании и Италии.
"Иногда, когда я находил очень тяжелые предметы, приходилось их руками, ломом передвигать, перетаскивать. Люди, проходящие мимо, подходили ко мне, каждый старался
помочь мне перетащить их хоть на метр. Потом, когда приношу будущий экспонат домой, мою его, чищу. У меня есть экспонат, где на камне выбиты львы. Я впервые увидел этот камень в заборе, на высоте 2,5 метров. Я пытался его снять, но у меня не получалось. Я хотел его снять осторожно, чтобы эта плита не разбилась. В эти дни мой покойный брат с друзьями приехал погостить у меня. Я им рассказал об этой плите, и они мне помогли осторожно снять ее, и мы перетащили ее домой.
Все экспонаты, которые у меня есть (деревянные, железные) - как бы мои друзья. Каждый предмет-экспонат делал какой-нибудь мастер. Естественно, он вкладывал в него свою душу. Я с этими вещами общаюсь, разговариваю", - говорит Эдвард Жамгарян.
Альберт Восканян