- Кто финансирует утечку молодых умов и верующих душ из Дагестана?
- В большинстве случаев верующая молодежь Северного Кавказа отправляется на учебу за рубеж на собственные деньги, иногда благодаря помощи благотворительных организаций. Государство нашей молодежи не помогает никак, поскольку государство не стимулирует эти процессы и не субсидирует нужды верующей молодежи.
- А как можно остановить эту утечку?
- Государству нужно в этом направлении разработать четкие социальные программы, направленные на развитие пропаганды традиционных ценностей в молодежной среде. Если мы говорим об исламском воспитании и образовании, это касается так называемых "зеленых республик", если о христианстве, то традиционно русских регионов, начиная от Центральной России и кончая Дальним Востоком. По этой части мы безнадежно отстали. В ряде зарубежных стран давно уже на государственном уровне действуют механизмы, которые регулируют жизненно важные мировоззренческие процессы внутри общества и молодого поколения.
- Кто занимается религиозными процессами внутри дагестанских мусульманских общин?
- Учитывая взрыв радикализма, там явно не обходится без силовых структур. Религиозные процессы в России де-юре регулируются "Законом о свободе слова и религиозных объединений", принятым в 1997 году, и другими актами. С точки зрения этого законодательства и Конституции РФ, любая зарегистрированная Минюстом религиозная организация имеет право заниматься просветительской деятельностью в России. А что мы видим на практике, в частности в жизни Дагестана? У нас огромное количество мактабов и медресе, но они в большинстве случаев не имеют морального права называться мусульманскими учебными заведениями. Там нет необходимого числа учащихся, нет квалифицированных преподавателей, нет качественной учебной литературы, не созданы нормальные условия для учебного процесса, наконец. Мы часто не знаем даже того, кто там преподает и кто там учится! Не каждый преподаватель мактаба и медресе может правильно читать Коран и даже преподавать так, как нужно. А человек, который обучает детей, должен не только иметь образование, но и педагогический талант и опыт. Специалистов у нас в республике нет, соответственно, исламское преподавание у нас идет кустарным способом.
Наше МВД никогда не станет "зачищать" медресе или мактабы от ваххабизма, как это делают их коллеги в Средней Азии. У полицейских на это нет ни ресурсов, ни властных полномочий. Проверкой на религиозный экстремизм должны заниматься Минюст РФ и ФСБ. Аккредитацией и лицензированием занимаются либо Минобразования, либо Минюст РФ. Если будет организована соответствующая открытая отчетность по лицензированию медресе и мактабов, это могло бы также улучшить ситуацию. Учитывая всплеск радикализма в регионе, все гуманитарные сферы должны быть под максимальным контролем соответствующих государственных органов. А сами органы должны быть максимально компетентны. Иначе катастрофы не избежать.
Беседовал Артур Приймак