Олег Барциц занимается привлечением российских компаний на абхазский рынок с 2005 года - то есть еще с тех пор, когда предприниматели боялись даже ездить в послевоенное, непризнанное государство. Под патронажем правительства он создал представительство Абхазии по привлечению инвестиций. После признания независимости на базе этой структуры и было создано торгпредство республики в России.Барциц говорит, что нынешнюю ситуацию невозможно сравнить с той, что была пять лет назад, когда бизнес приходилось буквально "тащить за уши" в Абхазию. Интерес российских компаний к республике растет по мере приближения сочинской Олимпиады. Но принципиально важно, чтобы интерес бизнесменов был не временным явлением на период олимпийского строительства, а постоянным процессом.Российские компании средней руки интересуются сейчас в значительной степени добычей инертных материалов, которые очень легко продать по соседству в Сочи. Щебень и гравий нужны в строительстве, а стоят они в Абхазии на порядок дешевле, чем в Сочи. Игорь Варов, о котором мы рассказали в начале этой статьи, - лучший в республике эксперт в области инвестиций. Все плюсы и минусы работы в тамошних условиях он ощутил, что называется, на своей шкуре. И говорит, что центральным властям давно пора обзавестись государственной инвестиционной программой, а региональным властям - поумерить свои аппетиты и поменьше лезть в карман предпринимателям.
С признанием независимости вести бизнес в Абхазии стало спокойнее. Он перестал быть зависимым от политических обстоятельств. "Тамсаш" - уникальная по местным меркам компания. Это единственная крупная фирма с турецким капиталом, и только она одна занимается угледобычей. Если бы не ее деятельность, депрессивный индустриальный центр республики город Ткварчал опустел бы полностью.Но до самого последнего времени "Тамсаш" очень часто нес колоссальные убытки, когда грузинские пограничники перехватывали суда, перевозившие уголь в Турцию. С появлением в территориальных водах Абхазии российских пограничных кораблей эта проблема, вероятно, разрешилась. Хотя и сейчас - на всякий случай - турецкие суда не плывут прямо в Турцию, а делают заход в российские территориальные воды.
Понятно, что подписанные главами России и Абхазии соглашения о защите инвестиций, касаются в большей степени российских компаний. Абхазский бизнес в обозримом будущем вряд ли будет вкладывать деньги в РФ. Но чтобы привлеченные средства могли работать на территории кавказской республики, необходимо сделать сопровождение предпринимательства более прозрачным и оградить его от соприкосновения с вороватыми районными чиновниками. И тогда россияне будут строить не пять гостиниц в год, как сейчас, а намного больше.