В Стамбуле 26 января прошло обсуждение Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе. Встреча представителей МИД Азербайджана, Турции, Грузии, России и Армении завершилась безрезультатно.
Как сообщило ИА Regnum, «ввиду того, что у каждой из пяти стран своя точка зрения на истоки и результат конфликтов в регионе, по итогам обсуждений не было принято итогового решения и совместной декларации». Но крест на Платформе не поставлен. Предстоит очередная встреча. Ее место и время будут определены на уровне ранее созданных рабочих групп каждого из государств.
Что же именно воспрепятствовало конструктивному исходу состоявшегося диалога? Полной ясности с этим пока нет. Однако уже на следующий день, 27 января, в прессу просочились некоторые подробности стамбульского выступления представителя МИД Азербайджана Араза Азимова.
«Официальный Баку, - цитирует Day.Az, - считает невозможным осуществление Платформы, открывающей пути к сотрудничеству с Арменией, без разрешения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта». Вместе с тем, дипломат отметил, что заинтересованность пяти стран-участниц в создании безопасности в регионе «значимо для реализации и развития этой платформы», и счел уже состоявшиеся и будущие обсуждения «полезными».
Так или иначе, но движение к реализации идеи, важнейшей целью которой как раз и является разрешение территориальных противоречий на Кавказе, споткнулось об одно из них.
Напомним, создать организацию под названием "Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе предложил во время своего визита в Москву 13 августа прошлого года премьер-министр Турции Тайип Реджеп Эрдоган. Обосновав свою идею существованием на Кавказе нескольких конфликтов. Таких, например, как карабахский (длящийся с 1987 года) и армяно-турецкий (история которого насчитывает уже более 90 лет).
Катализатором же создания Платформы послужили события августа. Предложение Эрдогана предварительно поддержали все страны, которые по проекту должны были входить в организацию: кроме Турции, это Азербайджан, Грузия, Россия и Армения.
А в конце декабря стало известно, что организация может обрести официальный статус благодаря подписанию соответствующего документа. Об этом тогда в интервью тому же ИА Regnum рассказал Тайип Реджеп Эрдоган: «Состоялась встреча глав МИД стран-участниц Платформы. Был обсужден формат будущего соглашения. Рабочая группа в настоящее время работает над ним для скорейшего принятия».
Не исключено, что на стамбульской встрече планировалось, если и не подписать соглашение, то хотя бы рассмотреть его подготовленный проект. Да и вообще, ожидания были вполне оптимистическими. К примеру, перед началом заседания турецкая газета Hurriyet, на которую ссылается Day.Az, процитировала слова главы МИД Армении Эдварда Налбандяна: «Мы с Турцией очень близки к урегулированию отношений».
Наверное, так оно и было - Армения и Турция успешно двигались к цели. Но тормозом, - к сожалению, вполне предсказуемым, - оказалась позиция Азербайджана в связи с карабахским конфликтом. Теперь инициаторам Платформы придется употребить серьезные усилия, чтобы как можно скорее сблизить позиции Баку и Еревана.
Кстати, насчет только что упомянутой «предсказуемости». Подобного рода скептицизм высказывал, к примеру, директор центра стратегических исследований «Арарат» Армен Айвазян. Он еще в сентябре, комментируя возможность создания Платформы, отмечал: «Невозможно говорить о создании системы безопасности, в которой должны сотрудничать страны, на данном этапе враждующие между собой. Невозможно представить в этой системе вместе Армению и Азербайджан, из которых второе государство угрожает первому возобновлением военных действий»...
Видимо, уважаемый политолог прав. Действительно, первым делом необходимо снять «состояние враждебности», достигнуть согласия, открыв тем самым для каждой из стран-участниц Платформы путь к цели, которую все они признают крайне важной и неотложной. Как это, между прочим, удается Турции и Армении.
Артем Горбунов