Обратите внимание на любопытную подробность: среди авторов инициативы - и представители Грузии! Отсюда следуют один из двух предположительных выводов. Либо грузинские делегаты были совершенно убеждены, что их страна неукоснительно выполнит требования резолюции. А если нет, и Грузия будет голоса лишена, все равно бояться нечего: ПАСЕ не откажется «полностью уважать суверенитет и территориальную целостность Грузии» и в беде ее не оставит.
Что же касается отношения (не хочется употреблять слова «предвзятого») Ассамблеи к России, то неприятным сюрпризом для ее делегации стало и то, что все 33 поправки к открывшим заседание докладам Матиаса Ерши и Люка Ван ден Бранде, а значит, и к тексту резолюции, были отклонены.
Еще одна тема, которая давно волнует и страны-участницы августовского конфликта, и европейскую общественность, - это допуск международных наблюдателей в Южную Осетию и Абхазию. Участники дискуссии в Страсбурге, как и ожидалось, приняли решение, что такой допуск должен быть обеспечен безоговорочно. И с учетом позиции ПАСЕ относительно суверенитета той и другой республик, мандаты соответствующих миссий сохраняются в прежнем формате. Что в корне противоречит твердому желанию ЮО, Абхазии и России обновить устаревшие мандаты. То есть создать самостоятельные миссии для каждой из республик, а не одну на всех, «Миссию в Грузии».
Но не все так плохо.
В докладе Ван ден Бранде прозвучало, по информации РИА Новости, следующее:
«Считаем необходимым учредить специальный комитет по ситуации в регионе. Можно пригласить парламентариев России и Грузии. Мы также хотим включить представителей Южной Осетии и Абхазии».
По мнению бельгийца, создание такого комитета должно стать главным механизмом разрешения конфликта на Кавказе. И не исключено, что на следующей, весенней, сессии этому предложению будет дан ход.
Что ж, прогнозы, подразумевающие конструктивный диалог между Москвой и Страсбургом, не сбылись. Удивительно, но факт: столь ответственная фигура, как глава ПАСЕ Луис Мария де Пуч, выходит, позволил себе не очень ответственное заявление. Во время своего визита в Москву 19 января он произнес: «Таких резких формулировок, как требование об отказе признания Южной Осетии и Абхазии к России, в резолюции пока нет».
Умудренный дипломат, видно, неспроста употребил страхующее словечко «пока».
Ну, а твердая позиция, которую, невзирая ни на что, сохраняет, по словам Косачева, Россия, несколько неожиданно была оценена, как свидетельствует Day.az, грузинским политологом Арчилом Гегешидзе:
«Несмотря на то, что резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы в отношении России довольно критична, Россия на данном этапе не уступит достигнутое на Кавказе превосходство».
Артем Горбунов