Ингушетия отметила печальную дату - 68 годовщину депортации. В России действует закон о реабилитации репрессированных народов, но до сих пор их выселение во время Великой Отечественной войны вызывает в обществе противоречивые оценки. Часть историков транслирует аргументы силовых структур СССР, оправдывая депортацию. При этом целые народы обвиняются в дезертирстве, предательстве и бандитизме, включая женщин и детей. Противники этой версии впадают в другую крайность и обвиняют советскую власть в геноциде, хотя выселение не преследовало целей уничтожения целых наций.
Сталинская репрессивная машина в годы Великой Отечественной войны затронула не только ингушей, но и еще 10 «ненадежных» народов. Однако, к примеру, в Чечне с прошлого года поминовение погибших во время депортации перенесли с 23 февраля на 10 мая - чтобы печальная дата не совпадала с общероссийским праздником. В Ингушетии же каждая годовщина депортации отмечается более массовыми мероприятиями, чем День защитника Отечества.
В этом году в Назрани 23 февраля состоялся траурный митинг у мемориала жертвам политических репрессий. На нем выступил глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Затем в Ингушетии состоялся автопробег из Назрани в Малгобек - в город воинской славы, оборонявшийся от немцев осенью 1942 года. Так ингуши почтили и память репрессированных, и подвиг защитников Отечества.
С тем, что депортация 1944 года была незаконной согласны, пожалуй, все историки, включая оправдывающих «вынужденную меру» советского руководства. В законах СССР действительно не было такого вида наказания для тех, кому инкриминировали «ненадежность», «дезертирство», «бандитизм», «попытки восстаний в тылу», «пособничество гитлеровцам». За все эти преступления ингушам, чеченцам, крымским татарам, калмыкам, карачаевцев как впрочем, и русским, грозил расстрел или заключение в тюрьму с высылкой в лагеря. А если учесть цифры, приводимые НКВД, то высшая мера наказания могла грозить десяткам тысяч представителей 11 высланных народов.
Высылку в Казахстан и Среднюю Азию, причем не в лагеря, а в свободные поселения вместо расстрела можно было бы считать даже благом. Но выслали-то не только виновных, но и стариков, женщин и детей лично ничем перед советской властью не провинившихся!
Есть гипотеза, что депортация была вовсе не наказанием, а мудрым решением вождя, который всеми силами спасал Кавказ от гражданской войны. Ведь Гитлер шел на Кавказ за нефтью и склонял горские народы на свою сторону работой диверсионных групп и листовками. Это грозило братоубийственными стычками, похлеще, чем борьба с бандеровцами на Украине. Между тем, Советский Союз не меньше гитлеровцев нуждался в горючем и не мог допустить волнений на в нефтеносном Кавказе. И предпринял превентивную меру по принципу «нет человека - нет проблемы», отправив всех возможных сторонников Гитлера подальше от лини фронта.