Оправдывать методы Сталина, пусть даже стратегически рациональные, в наши дни, когда известно, что народ победил в войне скорее не благодаря вождю, а вопреки безжалостной трате людских ресурсов и уничтожению цвета нации накануне Второй мировой, не поворачивается язык. Но и считать судьбу депортированных народов более суровой, чем тех, что гибли в окопах, гитлеровских концлагерях, а потом еще и в сталинских гулагах, если не дай бог возвращались из плена, тоже несправедливо. Досталось всем. Если называть депортацию геноцидом, как этого сейчас добивается от Тбилиси Европейская ассоциация ингушей, надо признать геноцидом всю работу советского репрессивного аппарата по отношению ко всем народам страны.
Впрочем, в принятом еще в 1991 году законе о реабилитации репрессированных народов негуманное отношение к ним уже признано «политикой клеветы и геноцида». За 20 лет существования этого закона появились работы историков, которые опровергают и факты массового дезертирства горцев, и участие немцев в организации протестных выступлений, которые работники НКВД в докладных записках называли восстаниями. Активность и масштаб деятельности чечено-ингушских бандформирований в период ВОВ тоже ставится под сомнение, разрушая аргументы всех адвокатов сталинской политики.
Более того, появляются данные о подвигах представителей репрессированных народов на фронтах Великой Отечественной. Вот только звезды по политическим причинам вовремя не нашли своих героев среди ингушей, чеченцев и других «ненадежных» народов. Что ж удивляться после этого, что 23 февраля в Ингушетии, как отметил в беседе с корреспондентом GTimes глава правозащитной организации «МАШР» Магомед Муцольгов, - «это праздник со слезами на глазах».
«Никогда 23 февраля для нас не был Днем защитника Отечества без упоминания о тех жертвах, которые мы понесли. Из шести детей в семье моего отца уцелел лишь он и его брат. Я понимаю, что для тех, кто воевал, это праздник, но праздник со слезами на глазах. Сколько героев было чеченцев и ингушей. Возьмите документы: Брестскую крепость защищали в основном чеченцы и ингуши. Последний солдат, который вышел из крепости, по данным немцев, был ингушом. Это Умат Барханоев и тому есть документальное подтверждение».
Для ингушей депортация 1944 года и в наши дни остается животрепещущей темой не только из-за того, что время от времени какие-то историки начинают оправдывать выселение и преуменьшать число погибших в вагонах для перевозки скота и в голодной Средней Азии. Дело в том, что ингуши едва ли не единственные из всех народов так и не получили территории, отрезанные от Чечено-Ингушской автономии за время отсутствия коренных жителей. Результатом этого стал осетино-ингушский конфликт 1992 года за Пригородный район Северной Осетии. Но у российского руководства сейчас нет желания решать этот вопрос, а значит, эта рана ингушского народа будет кровоточить еще долго.