Спецпредставитель генерального секретаря ООН Йохан Вербеке представил 27 мая Совету Безопасности ООН доклад Пан Ги Муна о ситуации на Южном Кавказе. Глава российской делегации Виталий Чуркин сообщил, что этот документ может лечь в основу будущей резолюции о новом мандате миссии ООН в Грузии и в Абхазии.
«Рекомендации по обновлению мандата миссии ООН в регионе Грузии и Абхазии, содержащиеся в докладе генерального секретаря Пан Ги Муна, являются хорошей основой для дискуссии в Совете Безопасности по подготовке резолюции по этому поводу, - цитирует Виталия Чуркина РИА Новости. - Но это вовсе не значит, что каждое предложение будет одобрено без изменений». По мнению постоянного представителя России в ООН, в докладе генсека «неадекватно отражена провокационная деятельность грузинских военных в районе, прилегающем к Абхазии», но слишком много внимания сосредоточено на деятельности там российских вооруженных сил. «В этой связи мы разъяснили, какую стабилизирующую роль играют российские вооруженные силы в регионе, на основе каких договоренностей они там функционируют и подчеркнули, что Россия будет продолжать проводить в регионе политику, направленную на стабилизацию», - отметил Чуркин.
Вместе с тем, российский дипломат уделил особое внимание тому факту, что в докладе генерального секретаря не содержится «ничего, что противоречило бы новым политическим реалиям в Закавказье и что ставило бы под сомнение статус Абхазии, а значит - и Южной Осетии, как независимых суверенных государств». Чуркин также призвал своих коллег в ООН рассматривать ситуацию на Южном Кавказе не только применительно «к узкой полосе территории вдоль абхазо-грузинской границы», а в контексте крайней политической нестабильности в Грузии и «авантюристичности грузинского руководства».
Подобных эпитетов режим Саакашвили удостаивается в последнее время все чаще. Причем не только со стороны России, но и от западных политиков. При этом официальный Тбилиси не устает пенять на Москву. Так произошло и в этот раз. Не успело закончиться заседание Совета Безопасности, как постпред Грузии при ООН Александр Ломая обвинил Россию в «политическом шантаже ООН». Более того, грузинский дипломат оценил доклад генерального секретаря ООН, как шаг, «в значительной мере сделанный назад», передает GHN. Однако к вечеру последовало официальное заявление грузинского МИДа, в котором говорилось о том, что «Грузия хотела бы видеть в регионе сильную миссию ООН с сильными мониторинговыми и полицейскими функциями, которая сможет установить порядок, верховенство закона и мира, защиту прав человека и будет регулярно информировать об этом международное сообщество».
Тем временем, абхазская сторона уже сообщила, что поддерживает разработку нового мандата миссии ООН в республике на основе положений доклада Пан Ги Муна. «Принципиальных противоречий уже нет, - приводит «Газета» слова министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамбы. - Многие вопросы, которые ставились в связи с зонами безопасности, мы согласовали с российской стороной. Наш взгляд на зону безопасности сильно отличался от взгляда ООН, но поскольку тут нужно рассматривать всю проблему в комплексе, мы пошли на ряд уступок».
Таким образом, Россия и Абхазия в целом поддержали инициативы генсека ООН. Тбилиси же, кинув очередной камень в огород Москвы, по всей видимости, взял время на размышления. Что ж, тем любопытнее будет следить за решениями Совбеза ООН о разработке нового мандата миссии Организации на Южном Кавказе. Как сообщил Виталий Чуркин, в ближайшее время в ООН будут активно обсуждаться и другие предложения российской стороны. А именно - заключение юридически обязывающих соглашений о неприменении силы между Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией, а также международное эмбарго на поставку Грузии наступательных вооружений.
Говоря о последней инициативе, российский дипломат подчеркнул: «Хотя мы понимаем, что, к сожалению, в виду позиции некоторых западных государств рассчитывать на принятие такого решения Советом Безопасности нереально, мы полагаем, что постановка этого вопроса нами, в том числе и в Совете Безопасности, должна иметь определенное сдерживающее воздействие на тех, кто думает категориями восстановления военного потенциала Тбилиси».
Что ж, мандат старой миссии ООН в Грузии истекает 15 июня. У Совета Безопасности еще есть время, чтобы принять резолюцию по созданию нового мониторингового механизма в регионе.