Чуть ли не ежедневно в сводках новостей появляется информация о совершенных в Дагестане нападениях на посты ГАИ или же о терактах в отношении сотрудников правоохранительных органов. Если судить по новостям, то самая южная республика страны предстает в мрачных тонах, а в горы там лучше вообще не соваться. Что же на самом деле происходит и чем живет Дагестан, выяснил наш корреспондент, побывав на месте.
Махачкала
Среднестатистический российский городок. Расположен на узкой полосе низменной равнины западного побережья Каспийского моря, между горой Тарки-тау и морем. Город был основан в 1844 году. В царское время он назывался Петровском, но после революции был переименован в Махачкалу в честь революционера Махача Дахадаева.
В наши дни вокруг памятника Дахадаеву собираются люди, играют в шахматы, нарды, обсуждают политическую ситуацию в республике и в мире. Рядышком играют дети, чуть поодаль расположено несколько кофеен и пляж. Люди спокойно передвигаются по городу, машины, как и полагается в Дагестане, с бешеной скоростью проносятся мимо пешеходов, те ругаются и плюются: откуда такие невоспитанные водители, кто им права дает? И тут же вспоминают о продажных полицейских, которые продали таким неумехам права.
В этом городе сильно переплетены культуры Европы и Востока. Это можно наблюдать по тому, как одеты люди. Девушки в мини-юбках, джинсах и хиджабах спокойно соседствуют. В последнее время появились и те, кто одевается в национальные костюмы - свободное платье и платок на голове.
На набережной, недалеко от площади имени главного революционера республики Махача Дахадаева, на берегу моря есть небольшая кофейня, в которую могут попасть не все. Наш гид поясняет: "Из-за сильно пьяных и буйных допуск в бар разрешен только проверенным людям. Шучу, сюда приходят люди с семьями и детьми, просто женщины, чтобы посидеть, попить кофе и чай, поговорить". Мы подъезжаем к бару, поднимаемся наверх. На открытой веранде стоит несколько столиков, за которыми сидят как отдыхающие, так и местные люди. Много детей. Кто-то ест, кто-то играет в нарды, шахматы, кто-то просто читает. В меню - европейские и восточные блюда. Внизу шелестит морской прибой. И в который раз становится грустно от того, что этот край с такими волшебными вечерами на прохладной приморской веранде и с такими трудолюбивыми и гостеприимными людьми попадает в новости только в связи с очередной полицейской машиной, превращенной фугасом в груду искореженного и окровавленного железа.
Читайте также: Война в Дагестане: операция "Имитация"
На следующее утро мы поехали в горы. Дорога была длинной. Горы становились все выше и выше. Каких-либо признаков военных или милиционеров мы не наблюдали. Только при въезде в Хунзахский район стоял патруль. После трехчасовой езды, сначала по асфальтированной дороге, а затем по грунтовой, но уже хорошо утрамбованной, мы наконец добрались до места.
Сиух
Высоко в горах, там, где небо соприкасается с землей, расположился аул Сиух. Живет в нем около 500 семей. Если смотреть на него издалека, то кажется, что дома вплотную прилеплены к горе. Но это не так: улицы есть, правда, они очень узкие.
История села своими корнями уходит в позапрошлое тысячелетие. Более подробно о нем вам могут рассказать в местном музее, который расположился в самом большом здании села - Доме культуры. Помимо древней утвари сиухцев, здесь представлен еще и Устав, по которому они когда-то жили веками. Однако в период советизации всей страны в жизнь селян были внесены коррективы, и им пришлось начать жить по новым законам. Надо сказать, что сделали они это легко, но, как и все горцы, не забывали о своих традициях.