В Батуми второй день идет международной конференции по безопасности в регионе. В новостях это важное мероприятие обсуждается парой-тройкой предложений: приехали, встретились, обсудили. Понятно, что специфика встречи не располагает участников к откровенности. Параллельно с батумским саммитом, в грузинском парламенте проходят слушания по другим стратегически важным вопросам. Парламентарии также не стали вдаваться в подробности, и ограничились общими обтекаемыми формулировками. Которые, правда, были на редкость прозрачны
Второй день батумского саммита не принес особых откровений. Как и в первый день, грузинские министры обсуждали с делегатами из НАТО и Госдепа вопросы вступления Грузии в НАТО и интеграции в ЕС. Зарубежные эмиссары, в свою очередь, озвучивали старые требования: свобода слова, демократизация общества, открытость и честность выборов и так далее. Представители Вашингтона и НАТО подчеркивали важность для Грузии других реформ - оборонных.
В четверг для участия в батумском совещании в Грузию прибыл замгенсека НАТО Александр Вершбоу. Общаясь с грузинским госминистром по евроинтеграции Григорием Барамидзе, Вершбоу акцентировался на грузинской обороноспособности. По словам натовского эмиссара, реформы в сфере обороны и безопасности - залог того, что Грузия будет надежно защищена от "внешних и внутренних вызовов". Эти угрозы, как сказал Вершбоу, перед Грузией стоят, и это очевидно. Если она усилит свою безопасность, риск этих угроз сведется к минимуму, и тогда вопрос ее участия в предстоящем чикагском саммите и членства в НАТО и ЕС будет практически решенным.
Читайте также Барак Обама задумался о России
Примерно то же самое на батумской встрече озвучила Селеста Воландер, заместитель помощника главы Пентагона Леона Панетты. "Я рада, что нахожусь от имени США на конференции безопасности и обороны Грузии", - сказала Воландер. И далее продолжила, что нынешний батумский саммит является для США "хорошей возможностью для обсуждения вопросов безопасности на региональном и глобальном уровне". По сути, делегат от Пентагона произнесла ключевую фразу: американцам в Батуми нужно не столько поддержать режим Саакашвили, сколько отработать свои внешнеполитические стратегии на важном для CША "региональном уровне" Южного Кавказа. Что касается "глобального уровня", здесь и нечего обсуждать. Доктрину Pax Americana в Вашингтоне еще никто не отменял, и отменять не собирается.
Михаила Саакашвили в Батуми сейчас нет. Еще в четверг он улетел в Турцию, потом отправился в Европу. Канцелярия президента заявила, что он примет участие в заседании Организации экономического сотрудничества в Черноморье (BSEC), и это главная и единственная его цель. На самом деле аппарат Саакашвили лукавил. BSEC, как международный институт, сейчас превратился в фикцию. К примеру, о каком "экономическом сотрудничестве" могут сейчас договориться такие члены BSEC, как Армения и Азербайджан, Сербия и Албания, Греция и Турция, Грузия и Россия? На самом деле Саакашвили ездил в Стамбул для личной встречи с Абдуллой Гюлем. Президенты Грузии и Турции говорили о том же самом, о чем ведут сейчас речь в Батуми - о системе безопасности на Южном Кавказе. Гюль отметил важность того, чтобы Грузия вступила в НАТО в ближайшее время, так как это укрепит систему международной безопасности в региональном и глобальном масштабах. Гюль говорил с Саакашвили как президент Турции и как возможный преемник Расмуссена, нынешнего генсека НАТО.