Пока одни кавказцы катаются на эксклюзивных Lamborghini и закупают серебряные сабли, другие живут в нищенской обстановке и едят мясо только на Курбан-байрам. Заметный невооруженным глазом контраст зафиксировали социологи-экономисты "РИА Рейтинг", исследовавшие расслоение россиян на бедных и богатых в разных регионах страны. Выше всего уровень социального неравенства оказался в Чечне. На втором месте Москва, а на третьем -Дагестан.
Результат кормления кавказских элит на фоне обнищания остального населения республик отразился в исследовании расслоения общества в разных регионах страны, проведенном "РИА Рейтинг". Оказалось, что Чечня, глава которой обладает роскошным автопарком с изюминкой в виде супер-редкого Lamborghini Reventon, в то время как некоторые многодетные семьи видят мясо только на праздник жертвоприношения, является лидером по социальному неравенству. Коэффициент Джини, указывающий на разброс в уровне доходов жителей региона, в республике оказался равен 40,1 процента.
Следом за Чечней следует Москва с коэффициентом 39,3 процента. И на третьем месте с 38,6 процента Дагестан, в котором правительство пару лет назад разместило на конкурс госзакупок заказ на серебряные сабли.
Коэффициент Джини в районе 40 процентов не является чем-то из ряда вон выходящим в мире. Он присущ, например, для США с их развитым капитализмом. Так что Чечне и Дагестану можно даже гордиться. В среднем же по России уровень расслоения по доходам оценивается в 37,8 процента, что соответствует показателям Японии и Португалии.
Как поясняют авторы рейтинга регионов, высокий коэффициент Джини в Москве объясняется наличием большого числа топ-менеджеров крупнейших корпораций, высокопоставленных чиновников и сотрудников наиболее доходных сегментов бизнеса. При этом часть жителей мегаполиса находятся "на другом полюсе рынка труда, и работает продавцами, дворниками, курьерами". "Эти категории занятых зарабатывают не намного больше, чем представители аналогичных профессий в других регионах, - говорится в комментарии к исследованию. - В результате Москва представляет собой характерный пример так называемого "американского" капитализма на территории России".
А вот кавказские республики попали в число регионов с наивысшим неравенством зарплат, напротив, из-за большого числа низкооплачиваемых работников. "Например, в Республике Дагестан более 38% работников зарабатывают за месяц менее 9 тыс. руб. Богатые люди здесь, конечно, тоже есть, но их численность не очень велика", - говорится в пояснении к рейтингу. Недалеко ушли по количеству низкооплачиваемых работников также Чечня, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Калмыкия. Там тоже более 30 процентов населения получают менее 9 тысяч рублей. В Ингушетии таковых 25 процентов, а в Ставропольском крае 23 с половиной.
Впрочем, результаты этого исследования, основанные на данных Росстата, могут быть не совсем точными, так как на Кавказе многие работают в сфере теневой экономики или получают доходы с личного подсобного хозяйства, а это не отражается в статистике.
"Большая часть регионального валового продукта создается в сфере торговли, сельского хозяйства, транспорта. Это малый бизнес. Он не всегда показывает все зарплаты и доходы, - отметил в комментарии корреспонденту BigCaucasus старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов. - В государственном бюджетном секторе уровень зарплат низкий. Бизнес ориентируется на этот уровень, но если мы говорим о рабочих специальностях, то реальная зарплата там значительно выше. Поэтому если мы говорим о дифференциации зарплат, то надо подумать о том, сколько зарабатывает учитель, токарь и, допустим, фермер в том или ином регионе, и тогда мы получаем определенные ориентиры, где лучше жить тому же фермеру. Усредненное измерение немножко некорректно".
Социальное расслоение в Дагестане наблюдается не только в зависимости от профессии, но и в зависимости от места проживания. "Если мы говорим о том, что есть высокооплачиваемые военнослужащие, работники силовых структур, то они живут лучше, чем учителя, которые получают деньги из регионального бюджета, - отметил Чернышов. - В сельской местности зарплаты низкие, в пределах 6-7 тысяч. Но работники сельского хозяйства получают значительную часть зарплаты натуральной продукцией - скотом, зерном и прочим, что в переводе в денежный эквивалент достаточно большая сумма - это может быть 15-20 тысяч. В других районах этого нет. Там, допустим, не выращивают овощи, нет мясного животноводства, и люди живут фактически на то, что могут получить из бюджета: пособия, зарплату в государственном секторе. Между жителями двух групп разница может быть значительная, хотя официальная статистика покажет одинаковые зарплаты. Однако там, где есть хорошее овощеводство или животноводство, люди живут де-факто не менее богато, чем жители дагестанской станицы. Или, к примеру, в Ботлихе расположена воинская часть. Ее обеспечивает инфраструктура, где зарплаты значительно выше, потому что это федеральная структура. Она показывает белую зарплату и дает высокие социально-экономические показатели".
Помимо коэффициента социального расслоения авторы рейтинга выявили еще несколько закономерностей. Так, обнаружилась прямая связь между неравенством и уровнем безработицы. Это можно объяснить тем, что люди в регионах, где не хватает рабочих мест, готовы трудиться за копейки. Кроме того, выяснилось, что к социальному равенству ближе регионы, где развит малый бизнес и почти нет олигархов. Это, по мнению экспертов, "свидетельствует о том, что малый бизнес в России успешно сокращает бедность, но, к сожалению, не обещает больших богатств". Впрочем, в кавказских республиках с малым бизнесом все не так уж и плохо, только он вместе с зарплатами и доходами находится в серой зоне, а потому на показателях социального равенства не отразился.
BigCaucasus.com