Юнус-Бек Евкуров продолжает чудить на посту президента Ингушетии. Недавно он выделил террористам номер телефона для личных обращений. А вчера поразил правительство, предложив любому занять пост вице-премьера. Руку поднял замминистра спорта, призер первенства Европы по вольной борьбе среди юношей Ахмед Арсамаков. Он долгое время жил в Москве и за границей. Вернулся на родину лишь весной этого года, но успел произвести впечатление на спортивную общественность республики.
Назначить вице-премьером любого желающего - жест обескураживающий. Что хотел этим показать Юнус-Бек Евкуров, непонятно. То ли он снова продемонстрировал, насколько демократичен, то ли расписался в кадровой некомпетентности. Но его поступок удивил даже собственную пресс-службу, которая подробно изложила события в официальном сообщении "Неожиданное завершение расширенного заседания правительства республики".
"Под занавес совещания глава республики обратился к сидящим в зале заседаний правительства с вопросом: "Есть среди вас кто-то, кто хочет быть вице-премьером правительства?". Оживление, появившееся в зале сразу после этой фразы, сменилось тишиной, - говорится в пресс-релизе. - Однако вопрос был поставлен, желающих было, судя по оживлению, сменившемуся напряженным ожиданием, немало, но рисковать никто не хотел. Затянувшуюся паузу прервал Ахмед Арсамаков". Замминистра спорта поднял руку, и Евкуров велел главе правительства Мусе Чилиеву оформить контракт с новым вице-премьером. Пока на полгода.
"Справишься - будешь работать, нет - должность заместителя министра спорта никто тебе не вернет", - предупредил республиканский лидер. Арсамаков не испугался. Согласно официальным данным, ему 34 года. Несколько месяцев назад он окончил Академический международный институт по специальности "менеджер спорта". На должности замминистра спорта проработал всего 5 месяцев.
В детстве Арсамаков был хорошо знаком со спортивным комментатором, секретарем президиума РОО "Федерация спортивной борьбы в Республике Ингушетия" Тимуром Гасаевым, который добавил несколько штрихов к биографии нового зама Чилиева.
"Я сам греко-римской борьбой занимался, а он вольной, - рассказал Гасаев о смельчаке-добровольце корреспонденту "Большого Кавказа". - Мы оба жили в Грозном. Там в сквере был Дом культуры имени Ленина , и в нем были спортивные залы "Трудовые резервы" и "Труд". У них в зале был ремонт, и они в наш зал перебрались, поэтому занимались вместе. Кроме того, мы оба ингуши, и когда в Чечне жили, друг друга хорошо знали. Ну и родственные связи у нас есть. В то время я за его карьерой не следил, но он ездил на всероссийские и всесоюзные турниры, как и я. Потом, в начале 90-х, когда в Чечне началась война, Ахмед уехал в Москву. Брат мой говорил, что он в столице тренируется. Тогда же он выиграл бронзовую медаль на первенстве Европы по вольной борьбе среди юношей. После этого он борьбу забросил, в бизнес ушел. Недавно он мне рассказывал, что и за границей пожил долгое время. В республике его не было. Сюда он вернулся в феврале".
Несмотря на то что современные ингушские реалии Арсамакову были малознакомы, его деятельность на посту замминистра спорта быстро начала приносить плоды. "Я считаю, что за 5 месяцев его работу можно положительно оценить, - говорит Тимур Гасаев. - У нас начали различные программы для массового спорта реализовывать, силовые площадки с турниками и лестницами во дворах устанавливают. Это его идея, насколько я знаю. Министр его ценил, раз передал ему большие полномочия. Ахмед занимался организацией спортивных мероприятий. Энергичный парень".
Российская пресса сообщает, что в ведении Арсамакова на посту вице-премьера будут культура и средства массовой информации. Однако, по сведениям Гасаева, за новым вице-премьером оставят спорт, культуру и молодежную политику. Хотя и это не окончательное разделение полномочий между заместителями председателя ингушского правительства, которых у него до вчерашнего назначения уже было шесть, а теперь станет семь. В любом случае, спорт останется за Ахмедом Арсамаковым, который "связывает свои планы по госслужбе только со спортом", как уверяет наш собеседник.
Впрочем, сюрпризами в кадровой политике Евкурова довольны далеко не все. По словам сопредседателя общественной организации "Мехк-Кхел" Сераждина Султыгова, кадровая чехарда сопровождает главу республики с первого дня назначения. "Мы этому не удивляемся, - заявил он корреспонденту "Большого Кавказа". - Если у него люди с непогашенной судимостью работают, люди, которые занимались в свое время рэкетом, или же хорошие люди, но без опыта работы на руководящих должностях. Например, Чилиев с образованием преподавателя работал и министром финансов, и теперь премьер-министром. Когда мы хотели проверить его диплом об экономическом образовании, у нас это не получилось".
По мнению Султыгова, причины такой неудачной кадровой политики кроются в том, что Евкуров, как военный человек, требует беспрекословного подчинения как себе, так и его родственникам. Это мешает способным управленцам проявлять свои лучшие качества. "Если бы мне сегодня предложили занять вице-премьерскую должность, я бы не согласился, - говорит Султыгов. - Почему? Потому что он не дал бы мне работать самостоятельно. Я бы по указке его и его родственников работать не смог бы, как и большинство людей. Человек, который заменяет председателя правительства, должен быть и юристом, и экономистом, и хозяйственником в одном лице. Но о таких кадровых назначениях, к сожалению, сегодня мы можем только мечтать. У должности те, кто угоден Евкурову, кто готов спину гнуть, а не достоин по образованию или опыту. Мы перестали этому удивляться. Ингушетия была месяц без министра образования. На тех условиях, которые ставили этому человеку, никто не хотел работать. Министра здравоохранения не было вообще несколько месяцев".
Недавно Султыгов с единомышленниками устроил голодовку с требованием отставки Евкурова. Он уверен, что человек, которого учили разрушать и убивать, не может созидать, открывать новые предприятия, создавать рабочие места. Но с участниками акции легко разобралась полиция. Их посадили на 15 суток под арест, хотя это плохо сочетается с демократическим имиджем, который формируют вокруг ингушского президента.
Фото Тимура Гасаева