Обувь, одежду, игрушки, продукты в Грозном и Урус-Мартане малообеспеченные люди могут получить просто так — в благотворительных магазинах сети "Хайра". Она напоминает принцип "секонд-хендов", но ее руководители и волонтеры работают не во имя прибыли, а во имя Аллаха и ради помощи ближним. Среди клиентов бесплатных магазинов — многодетные семьи, пенсионеры, сироты, люди разных национальностей и вероисповедания.
Благотворительную сеть магазинов "Хайра" в Чечне придумал Минкаил Ахмадов — молодой человек из Урус-Мартана с большим желанием принести пользу обществу. "Хайра" в переводе с арабского языка означает "благое", то, что нельзя выбрасывать", — поясняет он смысл названия корреспонденту BigCaucasus.
Сначала парень просто ездил по друзьям и знакомым, собирая вещи для обездоленных. Такую работу в России проводят некоторые общественные организации и фонды. А потом люди стали сами звонить и привозить все лишнее Минкаилу. Возникла необходимость в пунктах сбора, где сразу же шла и раздача принесенного всем нуждающимся. Так появились бесплатные "магазины" в Урус-Мартане и в Грозном.
Если искать аналог им в русских регионах, то это церковные приходы. Частенько при храмах есть такие пункты сбора ношеных вещей. Только обычно детская одежда, старые пальто и платья там лежат кучами на каком-нибудь подобии прилавка. А в магазине "Хайра" полный порядок: вещи — на полках и тремпелях, туфли — в ряд, продукты в коробках. Бывают там также игрушки и моющие средства.
Принцип работы сети напоминает систему "секонд-хенда", только выгоду создатели "Хайры" не ищут. Как рассказал Минкаил Ахмадов, сам он по профессии реставратор мебели: "Днем я работаю в конторе, ночью ремонтирую стулья, а утром стараюсь в пункт сбора попасть. В основном там работаем я и моя жена: раздаем, принимаем. Мы — посредники, можно сказать. У нас также есть волонтеры. А вообще, любой рад помочь, так как все знают, куда это пойдет, зачем и для чего. Все хотят быть полезными обществу".
Иногда люди приносят новые вещи, но чаще ношеные. Их надо привести в товарный вид: постирать, погладить, зашить, потом отсортировать и развесить. Для этого привлекаются волонтеры.
Арендовать помещения сети магазинов не пришлось. "В Урус-Мартане нам бесплатно дали дом, а в Грозном — полдома. Все это чисто ради Аллаха. И те, кто сдает вещи, продукты, вещи, посуду, тоже делают это ради Аллаха".
На вопрос, помогают ли благотворительной сети городские власти, Минкаил отвечает: "Помогать там нечего. Если нужно сообщить о чем-то людям, объявление дать, на телевидении, тогда мы просим". Чаще получается наоборот: "Хайра" помогает людям, направленным к ним из отделов социальной защиты населения.
По словам Минкаила, в пункты сбора за день обращаются за помощью 20-30 человек в день. "Мы проверяем паспорта, записываем для отчета, для статистики, — словно оправдывается за вынужденную формальность наш собеседник. — Заходят к нам приезжие и из Дагестана, и из Ингушетии. Есть и русские, и казаки. Мы не смотрим ни на национальности, ни на вероисповедание. Всем, кто нуждается, мы даем ради Аллаха. Это многодетные семьи, пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны, сироты. Бывают и аферисты, но их мало".
"Была в этом пункте с соседкой, и мы выбрали вещи для одной одинокой старушки, — написала в SmartNews жительница Грозного Бирлант Садыкова. — Теплые шерстяные носки, куртку зимнюю и пару платьев. Она была очень рада этому. Спасибо им".
13 ноября в благотворительный пункт "Хайра" приезжали дети из грозненского приюта. Все 30 человек нашли для себя подходящую одежду, а потом владелец соседнего кафе пригласил их на обед, после которого одарил сладостями.
Недавно владелец частной пекарни в Урус-Мартане пообещал еженедельно привозить выпечку в магазин для бедных. 14 ноября он привез 100 буханок хлеба. А 20 ноября в магазин поступили булочки и пряники от кондитерского цеха.
Пока таких пунктов сбора и раздачи вещей и продуктов всего два, но к Минкаилу Ахмадову часто обращаются люди из других районов Чечни с просьбой организовать что-то подобное и у них.
"Каждый третий звонок к нам из Дагестана, в основном из Махачкалы. Люди спрашивают, куда привезти вещи. У них там были пункты приема, но потом их закрыли, хотя необходимость в них есть", — говорит Ахмадов. Он надеется, что в ближайшем будущем они появятся по всему Северному Кавказу.
Сеть подобных магазинов, как и всякая благотворительность, — начинание святое и полезное. Но сам факт того, что эти пункты раздачи вещей и продуктов востребованы, говорит о весьма неприглядном явлении — чудовищном расслоении населения на нищих и миллионеров. В Чечне это особенно заметно: по данным "РИА Рейтинг" она занимает первое место среди субъектов России по уровню социального неравенства. Магазины "Хайра", как бы ни старались их организаторы, решить эту проблему не смогут. А власти вместо того, чтобы воспринимать "бесплатные магазины" как сигнал неблагополучия, даже рады, что кто-то взял на себя хлопоты по обеспечению малоимущих.
Светлана Болотникова