Самое важное требование талибов - это возможность прямого контакта с США, минуя Хамида Карзая. Исламисты, как и большинство афганцев, считают Карзая нелегитимным правителем, навязанным народу оккупационной администрацией. В этом есть существенная доля истины. В 2004 году, когда в Афганистане проходили выборы президента, многие иностранные наблюдатели фиксировали грубейшие нарушения. Избрание главой страны Хамида Карзая, крайне непопулярного в Афганистане человека, в самом деле выглядело как грубое навязывание "нужной" Западу креатуры.
Читайте также: Тяжелый выбор президента Афганистана
Американцы пошли навстречу исламистам. В ответ Карзай в декабре 2011 года выразил свое недовольство действиями американцев. Узнав, что местом переговоров будет Катар, афганский президент отозвал посла из Дохи. Искушенный в интригах Карзай сразу понял, что американцы затевают против него заговор.
Свое мнение насчет нынешних переговоров США с талибами GTimes изложил военный эксперт Игорь Коротченко, главный редактор журнала "Национальная оборона", член Общественного совета при Министерстве обороны РФ.
- Переговоры обычно ведут с теми, кто представляет реальную власть. Режим Хамида Карзая в глазах большей части афганского населения нелегитимен. Более того, он за пределами Кабула ничего не контролирует. Известно, что многие американские командиры платили дань талибам, чтобы те не устраивали терактов. Был своеобразный бартер. Американцы закрывали глаза на наркотрафик и другие преступные деяния полевых командиров. Те получали дань от американских офицеров и пропускали через свои территории американские колонны, не обстреливая их. Факт нынешних переговоров - лишнее свидетельство того, что реальная власть в Афганистане принадлежит именно талибам. США за 10 лет оккупации не смогли сделать ничего для осуществления безопасности в Афганистане. Кроме того, американцы не смогли создать в этой стране работоспособную систему властных структур.
- Выпустят ли американцы исламистов, заключенных в тюрьме Гуантанамо?
- Пункт насчет свободы для исламистов важен для обоих сторон. Американцы хотят, чтобы отпущенные на свободу заключенные, когда попадут в Афганистан, не примкнули к "Аль-Каиде". Для США "Талибан" - меньшее зло, чем "Аль-Каида". США и "Талибан" заключили комплексную сделку. В рамках этой сделки нельзя исключать того, что американцы по требованиям талибов вдруг начнут выпускать из Гуантанамо заключенных там исламистов.
- Не означают ли эти переговоры, что дни Карзая в качестве афганского президента сочтены?
- Вполне правдоподобный сценарий. Карзая, скорее всего, уберут, и не вполне легитимными методами. Это может быть отравление или успешное покушение на убийство. Карзай не только не справился со своими задачами, он уже мешает США. Выступает с антиамериканской критикой, активно заигрывает с Пакистаном, чтобы объединить силы для противодействия американцам в регионе. США больше не заинтересованы в этом человеке.
- Связаны ли комплексная сделка с талибами и планы США на Ближнем Востоке?
- Сделка подразумевает, чтобы обе стороны были довольны. США не хотят, чтобы власть в Афганистане перешла в руки "Аль-Каиды". Они считают, что передача власти талибам - лучший выход из ситуации. К примеру, ваххабитский режим Саудовской Аравии на протяжении десятилетий прекрасно договаривается с США. Штатам кажется, что примерно такой же режим будет в Афганистане, когда там придут к власти талибы. В Вашингтоне видят, что реальная власть в нынешнем Афганистане уже принадлежит талибам. Талибы контролируют большинство афганских провинций. Переговоры с "Талибаном" для США - это попытка обезопасить свои тылы на случай неизбежной, с точки зрения геополитических реалий, войны с Ираном. Если даже эта война не произойдет сегодня, она произойдет завтра. Нынешний Иран - это центр мирового антиамериканского сопротивления. У властей этой страны есть геополитическая воля для объединения в мире всех антиамериканских сил, есть финансовые возможности. Талибский Афганистан станет надежным тылом для США в их неизбежном столкновении с Ираном.