Кавказские и русские националисты порой бывают настолько близки в своих взглядах на происходящее, что диву даешься. Есть немало чеченцев вне кадыровской республики, которые спят и видят, как Москва перестала кормить Кавказ, и он отвалился от нее, словно омертвевшая при пережатых артериях конечность. Этим людям близок по духу русский националист Константин Крылов, приговоренный к 120 часам принудительных работ за призыв "кончать со странной экономической моделью" дотирования северокавказских республик.
За злопамятный митинг под лозунгом "Хватит кормить Кавказ" пострадал только националист Константин Крылов. Эксперты усмотрели в его публичной речи возбуждение межнациональной ненависти. Он упрекал кавказцев в перепроизводстве себе подобных и недопроизводстве всего остального. А в завершении выступления призвал "кончать с этой странной экономической моделью", имея в виду, конечно, не строительство промышленных и аграрных производств, а прекращение дотаций. За это писатель-журналист-националист принудительно отработает 120 часов.
Приговоренный к труду Крылов вызвал сочувствие у чеченской поэтессы-блогера Зулихан Магомадовой, ностальгирующей по дудаевской Ичкерии. Она сравнила наказание националиста с тем, как сошло с рук адвокату Дагиру Хасавову обещание "залить Москву кровью". Эти слова Зулихан сочла пустой болтовней, которой власти не боятся. Иное дело лозунг "Хватит кормить Кавказ", на взгляд Магомадовой, "на вид совершенно безобидный, означающий, прежде всего, "хватит финансировать коррумпированную верхушку кавказских республик". "Власть не глупей автобуса и понимает, что если не платить охранникам тюрьмы (которые иногда делятся объедками с заключенными), то заключенные разбегутся. Если не платить кавказской верхушке, которая немножко делится с народом, то Кавказ отделится", - пишет Зулихан.
Как видно, на желании отделить Кавказ русские националисты вполне могли бы составить политический альянс с чеченскими сепаратистами и прочими кавказскими националистами, грезящими о свободной Ичкерии, "Великой Черкесии" или "Имарате Кавказ". И тем, и другим никак не ужиться в одном доме под названием "Россия". И те, и другие страдают слишком большим самомнением, чтобы приспосабливаться друг к другу. Поэтому кавказские националисты вместе с русскими националистами готовы разрушить Россию ради призрачного благоденствия по отдельности.
Сторонники чеченского сепаратизма вполне в духе русских националистов сочувствуют русскому народу за то, что его "налоги идут на рамзановы кайены и "Грозный-Сити", а "на улицах родных городов" разгуливают "наглые мажоры, которых в случае чего отмазывают их богатые папы, прикрепленные к "кормушке". И российские власти, которые покрывают "мажоров", поддерживая межнациональную рознь по принципу "разделяй и властвуй", противны единомышленникам Зулихан Магомадовой так же, как и Константину Крылову, члену Координационного совета российской оппозиции.
Справедливости ради надо сказать, что националист националисту рознь. К примеру, Дмитрий Демушкин, лидер этнополитического движения "Русские", лозунг "Хватит кормить Кавказ" не поддержал. Более того, он нашел точки соприкосновения с кавказскими националистами пророссийского типа - съездил в Чечню и подружился с Рамзаном Кадыровым. Сейчас вместе с чеченским руководством лидер "Русских" пишет "Кодекс поведения молодежи". Проблему "кавказских мажоров" кодекс, скорее всего, не решит, потому что коррупция останется такой, какой и была. Но сам порыв Демушкина, оплеванный крыловскими националистами, говорит о желании сохранить государство, попытаться приспособиться, выработать своеобразный этикет общения.
Демушкин планирует также открыть в республиках Северного Кавказа отделения движения "Русские", возглавить которые предлагает не только соплеменникам, но и автохтонам. "Я считаю, что коренные народы России, участвующие в строительстве и укреплении страны, вполне могут быть в партии националистов. Например, в учредители партии мы записали коми по национальности Алексея Колегова, - рассказал националист журналистам. - Русским националистам, которые гордятся своей культурой и самобытностью, нельзя отказать быть националистами тем же чеченцам, аварам, лезгинам, кумыкам и прочим".
Вот такой "широкий" русский национализм приветствует несепаратисткие национализмы отдельных народов больше, чем распространяющийся невесть откуда "кавказский расизм", описанный главным редактором "Русского Обозревателя" Егором Холмогоровым. Он отмечает, что несколько лет назад среди молодежи Северного Кавказа и закавказских стран получила признание идея "кавказского братства" и "кавказского превосходства". Она выразилась в лозунге "Кавказ - сила! Кто не с нами, тот под нами". Она заменила чеченцам, кабардинцам, аварцам, осетинам, армянам, азербайджанцам, грузинам их национальное самосознание и сплотила общей агрессией к русским. Такой "кавказский расизм" ведет к разрушению страны не меньше, чем крыловское "пора кончать со странной экономической моделью".
Для настоящего русского националиста, как полагает Холмогоров, идеи отделения Кавказа неприемлемы. "Таким способом невозможно прекратить агрессию выходцев из северо-кавказских республик, а возможно лишь лишить Россию права на суверенное наведение порядка на этой территории. В России сейчас много таких мелких радикализмов, но все они одинаково несовместимы с русским национализмом как идеей величия и процветания русской нации, защиты как её текущих, так и её долгосрочных интересов", - считает он.
Приверженцы "широкого" русского национализма у сепаратистских националистов никогда симпатии не вызовут. "Русский националист - это тот, кто в первую очередь думает об интересах русских. Выгодно ли русским, чтобы Россия была империей? Очень сомнительно, - размышляет Магомадова. - Постоянно оккупировать соседей, расползаться вширь, быть ненавидимой всеми соседями, иметь врагов и внутри, и снаружи, постоянно давить бунты на границах - и, в конце концов, умереть позорной смертью от несварения желудка. Сомнительное счастье, по-моему".
В этой критике "имперских замашек" кавказские сепаратистские националисты тоже очень близки "узким" русским националистам, для которых Россия на южном направлении кончается за пределами Краснодара, Ставрополя и Астрахани. Только они забывают, что аппетиты нерусских сепаратистов распространяются гораздо севернее ныне существующих кавказских республик. У них в проектах "Русь" ограничена шестью-семью областями вокруг Москвы. Остальную территорию России они делят на земли разных племен, якобы ведущих "национально-освободительную борьбу".
Радует одно: пока кавказский сепаратизм и расизм уступают пророссийской ориентации населения. Опрошенные корреспондентом "Большого Кавказа" в начале судебного процесса над Крыловым общественные деятели региона с требованиями митинга "хватит кормить Кавказ" не согласились. "Чеченский народ отдал тысячи жизней за единство России. И если люди сами хотят единства, зачем отделять Кавказ всякими лозунгами и речами?" - недоумевала председатель чеченского общественного движения "Диалог" Лейла Аюбова. В свою очередь, один из лидеров Совета старейшин балкарского народа Руслан Бабаев отмечал, что если государство не будет пресекать националистические митинги, Россия скоро развалится. "Мы и без этого знаем, что русский народ - цементирующий для этого государства, но если это Федерация, все народы должны быть равны", - подчеркивал он.
Проблему "недопроизводства всего остального" на Кавказе Бабаев предлагал решать восстановлением промышленности, а не дотациями, половина из которых возвращается в виде откатов московским чиновникам. Так что кавказские жители и сами рады бы "кончать со странной экономической моделью", только вовсе не легким способом отделения республик, который так нравится сепаратистам и "узкими" националистам, между которыми обнаружилось так много общего.