На днях в Москве и Грозном состоялось заседание "Исламская доктрина против радикализма", по итогам которой был принят документ, названный в СМИ "фетвой о мире". Некоторые российские эксперты сочли московско-грозненские совещания атакой салафитов. Насторожило обильное цитирование в тексте фетвы шейха Ибн Таймийи, любимого богослова Усамы бен Ладена, и активное присутствие имамов из Саудовской Аравии. О "фетве мира" и многом другом корреспондент GTimes беседовал с членом президиума конференции, директором научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя" Али Вячеславом Полосиным.
- У российских исламоведов сложилось мнение, что в Москве и Грозном Совет муфтиев России решал за всех российских мусульман, как им жить, не спрашивая мнения других исламских организаций РФ. Так ли оно было на самом деле?
- Вы, наверное, упустили, что на конференции в Москве присутствовал муфтий Мухаммад Рахимов, делегат от Российской ассоциации исламского согласия (РАИС). Он был одним из первых докладчиков и почетным гостем мероприятия. На конференции выступило три российских муфтия. Первым был шейх Равиль Гайнутдин, вторым - муфтий Чечни Исмаил Бердыев, третьим - муфтий от РАИС. От Центрального духовного управления мусульман, юрисдикции Талгата Таджуддина, были муфтий Чувашии и Московской области Альбир Крганов, муфтий Мордовии Фагим Шафиев. Так что российское представительство было очень сильным и заметным.
- В тексте декларации подчеркивается авторитет шейха Ибн Таймийи, основоположника салафизма. Обильное цитирование Таймийи заставляет думать о принятом документе не лучшим образом.
- Цитирование Ибн Таймийи связано с адресностью Декларации: она обращена в первую очередь тем, кто любит на него ссылаться. Сам он жил почти тысячу лет назад, когда никакого салафизма и ваххабизма в помине не было. Он был одним из многих мусульманских ученых того времени, которые часто спорили между собой. Он критиковал и правителей, за что несколько раз попадал в тюрьму. Ибн Таймийя в ряде вопросов ошибался, и ученые это признают. Но того, что он все-таки был ученым, нигде в исламском мире не отрицают. На Ибн Таймийю любят опираться те, кто не имеет никакой другой опоры в исламском мире - радикальные салафиты, которые салафитами в подлинном смысле не являются. Они выдергивают из его трудов отдельные цитаты и строят на них искаженную картину ислама. К сожалению, представители классических мусульманских мазхабов не провели по этому поводу должной просветительской работы в мусульманской умме.
Читайте также Убийство Мехтиева за деньги ваххабитов
Организаторы нашей конференции хотели показать молодежи, что их псевдоджихадистским идеям сам Таймийя никогда не учил. Например, Ибн Таймийя учил, что джихад никогда не может быть целью, он - только средство. Цель может быть только позитивной, например, распространение знаний об исламе, нравственность, законопослушание. Джихад в переводе с арабского - усердие, и он может быть разным. Например, для журналиста, который хочет писать правду, нужен джихад пера. В ситуации, когда другая страна нападает на нашу страну, нужен джихад меча. Московская Декларация объясняет, что все ученые ислама, включая и Ибн Таймийю, учили миру, а не войне.
- Термин "аль-васатыйя" нередко употребляет шейх Юсуф Кардави, идеолог "арабской весны". Несколько раз этот шейх издавал фетвы против России. Имеет ли отношение этот шейх к обществу "Аль-Васатыйя"?
- Доктор Кардави действительно популяризировал этот термин, но изобрел его не он. Этот термин - коранический, означает в бытовом плане "центр" или "середину". В художественных и научных арабских текстах он означает "равновесие", или "баланс". Кардави сделал очень много пользы. Под флагом "Аль-Васатыйи" он беспощадно расправляется с салафитскими радикалами. Его неоценимый вклад отмечали многие дагестанские мусульмане. Шейх Кардави - египтянин, и у него свой взгляд на ситуацию в арабском мире. Во время событий на площади Тахрир он проводил там пятничный намаз. Кардави назвал христиан-коптов братьями и призвал египетских мусульман дружить с коптами. Юсуф Кардави никогда ничего не имел против России. Ряд его эмоциональных заявлений по России касался поддержки режима Башара Асада, и я надеюсь, что он вскоре скорректирует свою позицию. Во время гражданской войны, которая идет сейчас в Сирии, трудно сохранять объективность.