- Зарубежных делегаты в Москве и Грозном были в основном из стран Персидского залива. Некоторые наши исламоведы из-за этого окрестили мероприятие "салафитским собранием".
Традиционный для Кувейта ислам - суфийский. Доктор Маатук, бывший министр по делам юстиции и религий Кувейта - суфий. В самой Саудовской Аравии сейчас происходят существенные перемены. В КСА есть ряд центров "Аль-Васатыйи", которые учат умеренному исламу. Автором Московской Декларации является шейх Абдулла бин Байя. Он частый гость в США, где его принимает политическая элита и где он читает лекции по "Аль-Васатыйе". Шейх бин Байя - суфий. Поэтому когда говорят, что "в Москве и Грозном два дня заседали одни салафиты", то или серьезно ошибаются сами, то ли сознательно вводят в заблуждение других. Да и из других я что-то не припомню салафитов. Большинство - сторонники "Аль-Васатыйи", умеренности. Несколько египтян были салафитами, но раскаялись и стали последователями умеренности. И всех этих людей какие-то наши клеветники оболгали!
Владимир Путин в 2006 году сказал, выступая в Грозном: "Я хочу, чтобы российские мусульмане, будучи гражданами России, чувствовали себя частью мировой исламской уммы". То же самое он говорил ранее в Куала-Лумпуре, на открытии заседания организации "Исламская конференция". Вступление России в эту организацию было инициировано именно Владимиром Путиным. Шесть последующих лет исламская умма России в этом направлении бездействовала. Тогда нам пришлось взять инициативу в свои руки. Но изоляционисты, противники политики Путина, говорят, что "с российскими мусульманами разберутся сами, без помощи арабов". Как же они собираются разбираться, если за 22 года породили целое поколение радикалов? Сын одного из муфтиев ЦДУМ, получивший хорошее богословское образование, получил место имам-хатыба одной из мечетей. В этой мечети он стал учить людей ваххабизму, потом посчитал это недостаточным, бросил семью и уехал в Дагестан. В Дагестане этот имам-хатыб стал идеологом вооруженной группировки. Этот случай - признак болезни нашего общества. Чтобы побороть болезнь, нужны контакты с мировым исламом, с его лучшей частью, которая и была у нас в гостях.
Читайте также Чеченский ислам:поход на Россию отменяется
Многие наши традиционные имамы и муфтии выглядят в области богословия беспомощно. В интернете есть масса салафитских сайтов на русском языке, которые активно вещают о российских делах, например, о терактах в московском метро или аэропорту "Домодедово". Саудовский или египетский бедуин на таком сайте выносит свою фетву: это не очень хороший теракт, потому что было убито несколько мусульман. Если бы не это, то теракты были бы хорошими. А где ответы наших муфтиев на такие "фетвы"? Я считаю, что те наши религиозные деятели, которые пытаются набросить на суфиев ярлык салафизма, на самом деле боятся давать ответы на острые вопросы, потому что их оппоненты могут обличить их в элементарном незнании Корана и Сунны.
- А послушают ли экстремисты ученых мужей из "Аль-Васатыйи"?
- Отмороженные бандиты никого не послушают. В 2002 году был захват заложников в театре на Дубровке. По этому поводу в эфире российского телевидения выступил гостивший в Москве глава Всемирной исламской лиги шейх Абдулла аль-Турки, прямой потомок Мухаммеда ибн Абдулваххаба. Он гневно осудил бандитов, которые захватили заложников, призвал их немедленно отпустить людей. Бандиты его не послушались. Это показатель: если для экстремистов уже потомок самого основателя ваххабизма не авторитет, то кто для них авторитет, и следует ли вообще их считать мусульманами? Но наша деятельность и наша Декларация обращены не к отморозкам, а к большинству мусульман, особенно к молодежи, которая не определилась, за кем следовать. Вот им и нужно показать опасность радикальных учений и сект, и от этого напрямую зависит будущее ислама и мусульман, а значит, и будущее России, в которой мусульмане - коренные жители, а Ислам - традиционная религия.