Вернемся к "антисочинскому" митингу в Лондоне. По сведениям СМИ США, в Лондоне собралось около 250 человек. Наши старые знакомые из Нью-Джерси одели на митинг национальные черкесские костюмы. Один из протестующих через мегафон кричал о "геноциде Россией черкесского народа". В понятие "геноцид" протестующие вкладывали не только тему 1864 года и сочинскую Олимпиаду, но и положение черкесов Сирии. "Моя мама родилась в Сирии, у меня там много родственников. Когда в Сирии началась война, мои родственники захотели уехать в Россию. Но, к сожалению, Россия их просьбу отклонила", - рассказал СМИ штата Нью-Джерси Зак Барсик, директор одного из черкесских культурных центров штата. По его словам, Россия имеет полное право на поддержку Асада, но при этом обязана помогать всем, кто просит у нее помощи. А в данном случае помощь получилась слишком "адресной" и больше напоминала "медвежью услугу". Особенно нехорошо в этом плане выглядела Адыгея - историческая родина черкесов. Пренебрежительное отношение адыгейских лидеров к соотечественникам осудили многие черкесские лидеры России. Черкесы зарубежья начали приходить к выводу: если так к черкесам относятся "дома", то есть в России, то не лучше ли им и дальше жить "в гостях"?
Например, в Турции. Нынешняя Турция активно противится Олимпиаде в Сочи и параллельно с этим лоббирует свои интересы на Северном Кавказе и в Европе через черкесские диаспоры.
Читайте также Адыгейская дубинка для черкесов - репатриантов
"Основная масса черкесов из Европы - это выходцы из Турции, - рассказал GTimes Аскер Сохт, председатель "Адыге Хасэ" Краснодарского края. - В политическом плане черкесское сообщество Европы относится к турецкому европейскому лобби. Будучи выходцами из Турции, они в основном работают в европейских компаниях, нацеленных на турецкий рынок, или в европейских представительствах турецких компаний".
Черкесы Европы, в отличие от молодых черкесов Америки, аполитичны, считает эксперт. "Локомотив всех политических акций в Европе - это черкесы из России. В последнее время они стремятся структурироваться в Европе", - добавляет он. Структурирование российского субэтноса черкесского народа проходит по уровням культурного обмена. "Различные этнографические ансамбли кавказских республик часто посещают Европу. Европейская черкесская публика хорошо их знает". Вместе с культурой, в черкесские диаспоры Европы приходят сведения о настроениях российских черкесов. Эти настроения можно охарактеризовать так: порой за границей чувствуешь себя лучше, чем дома. Ничего нового в этом нет. Туристы из Петербурга, приехав в Хельсинки, начинают сравнивать уровень жизни финнов со своим. Очень часто сравнение бывает не в пользу родного города на Неве.
По словам Аскера Сохта, "именно российские черкесы политизируют черкесские организации Европы и США". Российские дипломатические миссии на этом фоне бездействуют, поскольку Россия "не стремится выстраивать какую-либо стратегию в этом направлении". Отсутствие российского "симметричного ответа" предоставляет черкесским активистам в Европе пространство для антироссийских маневров в плане сочинской Олимпиады 2014 года.
По словам эксперта получается, что Россия сама загнала себя в угол в "черкесском вопросе". Роль Фонда Джеймстауна здесь далеко не ведущая.