Российский энергетический холдинг "Интер РАО ЕЭС" завершил сделку по приобретению двух грузинских ГЭС. На фоне обостренных политических отношений между Москвой и Тбилиси такое экономическое сотрудничество выглядит весьма обнадеживающе. Насколько далеко готов зайти Михаил Саакашвили, пытаясь привлечь в свою страну иностранные инвестиции? И станет ли покупка энергетических активов Сакартвело своеобразным мостом между Грузией и Абхазией?
Дипломатическая блокада, объявленная Грузии Кремлем, не мешает российскому бизнесу чувствовать себя свободно в экономическом пространстве кавказской республики. Несмотря на подводные камни, которые подстерегают предпринимателей, решившихся вложить деньги в Сакартвело, энергетическому холдингу бояться особо нечего. Процессуальные соглашения и обвинения во взяточничестве - все эти "вредные привычки" грузинской фемиды не угрожают России, которая является одним из крупнейших финансовых доноров кавказской республики.
Перспектива заполучить состоятельных и влиятельных инвесторов настолько важна для грузинского руководства теперь, со снижением уровня американской поддержки, что даже политика Михаила Саакашвили в отношении Кремля претерпевает некоторые изменения. Когда российский энергетический гигант предложил за первую и вторую "Храми ГЭС" 104 миллиона долларов, которые обещал выплатить до середины текущего октября. Таким образом холдинг "Интер РАО ЕЭС" намеревается стать участником грузинской государственной приватизационной программы, в рамках которой впоследствии готов вложить еще 193 миллиона в строительство трех новых гидроэлектростанций на территории республики. Услышав звон таких больших денег, Тбилиси моментально согласился забыть, что они принадлежат ненавистному северному соседу.
Для покупки энергетических активов "Интер РАО ЕЭС" заключила с ING Bank N.V кредитное соглашение, по которому получит 74 миллиона долларов на пять лет под 2,64 процента. Российская компания еще с осени 2003 года владеет 75 процентами акций тбилисской электрораспределительной компании "Теласи" и одного из энергоблоков на теплоэлектростанции "ТбилГРЭС", а также компании AES Transenergy, созданной для экспорта электроэнергии в Турцию. Без сомнения, экономическое сотрудничество России и Грузии принесет дивиденды обеим сторонам.
Для Сакартвело исправная работа имеющихся гидроэлектростанций и строительство новых имеет принципиальное значение, поскольку они являются источником 80-85 процентов общего объема вырабатываемой в республике электроэнергии (15-20 процентов приходится на теплоэлектростанции). Природный газ для работы ТЭЦ Грузия с 2006 года импортирует из Азербайджана, который пришел на смену России после начала политических разногласий между Москвой и Тбилиси. Но сейчас у Михаила Саакашвили наполеоновские планы на российские деньги: он рассчитывает, что внушительные вложения из страны, отношения с которой фактически заморожены после августа 2008 года, способны в корне изменить инвестиционный климат Сакартвело. А как только вслед за московскими энергетиками потянутся европейцы, можно будет воплощать давнюю мечту Мишико - превращать республику в крупнейшего регионального экспортера электричества. Чтобы этот прожект стал ближе к реальности, нужен каскад из пятнадцати ГЭС, на который у самой Грузии денег нет и не будет.