Освобожденные районы выглядели жутко. Сухум был разрушен, на каждой улице по нескольку очагов пожаров, то тут, то там валяются трупы грузинских солдат. По разбитым улицам к остаткам своих жилищ пробираются беженцы. Еще несколько дней назад город был переполнен сидящим на чемоданах грузинским населением, которое в спешке бежало на восток. Кому-то повезло выбраться в Грузию по морю или воздуху, но большинству пришлось покидать Абхазию через горные перевалы Сванетии. Там было невероятно холодно для этого времени года, срывался снег. Люди, одетые по-летнему, умирали от холода и голода. По дороге многих грабили бандиты, засевшие в сванских селах. Отбирали машины, которые в горах все равно не нужны, ценные вещи. Так завершалась история грузинской Абхазии.
А в Сухум возвращались те, кто стал беженцем 13 месяцев назад, спасаясь от захвативших город грузинских войск. Часто они с трудом узнавали свои жилища: дома и квартиры были разграблены и разгромлены до основания. Но на лицах людей все равно сияли улыбки. Они наконец-то оказались в своем городе.
Восток Абхазии полыхал еще несколько недель. Вслед за войсками шли банды мародеров, которые возвращались на машинах с прицепами, переполненными чужим добром. Но жизнь потихоньку налаживалась.
День 30 сентября стал точкой отсчета новой Абхазии. Сегодня абхазское государство справило свое совершеннолетние. Люди, отмечавшие победу в первые октябрьские дни 1993 года, тогда не представляли себе, каким сложным будет путь, который предстоит пройти их стране. Все были наивны. Казалось, что свобода сама по себе решит все проблемы. И как только война закончится, тут же наступит процветание, а все плохое исчезнет. Но на самом деле свобода оказалась испытанием более тяжелым, чем война. Потому что пока в Абхазии за нее боролись, не заметили, как распался Советский Союз и вокруг началась совсем другая жизнь. Абхазскую свободу никто не собирался поддерживать, и разрушенная страна попала в блокаду.
К тому же, ломать - не строить. Послевоенное восстановление шло с громадным трудом. Все, чем зарабатывала советская Абхазия, стало никому не нужно. Туристы в горячую точку не ездили, чай и табак было невозможно продать, на долгие годы единственным источником заработка остались мандарины, а дорогой жизни - мост через пограничную реку Псоу. Перетаскивая по нему тачки с мешками, свою молодость угробили тысячи абхазских женщин. Их мужчины в это время сидели дома - через границу их не пропускали.
Невероятная мобилизация и единство военного времени в мирное время не сработали. Оказалось, что победить в войне - это одно, а достичь успехов в мирном строительстве - совсем другое. Лишенная войной экономического потенциала, изолированная от мира, не имеющая ни рубля внешней помощи страна начинала жить с нуля.
Но можно сказать, что жизнь удалась. Конечно, сегодня на дворе другие времена, и весьма комфортно бывает поговорить о дальнейших путях развития Абхазии, сидя у окна в хорошем ресторане и разглядывая престижные иномарки на набережной. Но самый главный успех в том, что за эти восемнадцать лет не просто выросло новое поколение. Появилось новое общество - не жестко поделенное на национальности общество советской республики, а новые люди, которые воспринимают свою родину только как Абхазию, а не как часть какой-нибудь другой страны. А это главное условие для того, чтобы государство состоялось и в будущем.