Главный редактор газеты "Толыши Садо" на талышском языке Гилал Мамедов приговорен в Азербайджане к пяти годам колонии строгого режима. Бакинский суд по тяжким преступлениям признал Мамедова, известного как автор популярного в интернете ролика "Давай, до свидания!", виновным в государственной измене, возбуждении национальной вражды и торговле наркотиками. Однако общественность твердо уверена: в тюрьме он оказался как политический заключенный.
Если верить материалам обвинения, то Гилал Мамедов — обычный преступник. Но только абсолютное большинство экспертов, общественных деятелей, да и простых людей с этим не согласны. Для них Мамедов — политический заключенный, которого преследуют за его идеи. Такого мнения придерживается и Амиль Саркаров, советник президента Федеральной лезгинской национально-культурной автономии.
"Я категорически не согласен с этой точкой зрения, я не раз высказывал эту позицию, — говорит Амиль Саркаров в интервью корреспонденту BigCaucasus. — Причина ареста — активность Мамедова, его деятельность по сохранению и поддержанию талышской идентичности — языка, культуры".
Саркаров напоминает, что Гилал Мамедов — не первый борец за интересы талышской диаспоры, оказавшийся в итоге в тюрьме. "Это уже второй редактор "Талышского голоса" (Толыши садо), который оказался за решеткой. Гилал Мамедов повторил судьбу своего предшественника Новрузали Мамедова, который, к сожалению, скончался в тюрьме. Так что это уже вполне испытанный способ борьбы с талышской интеллигенцией".
Как ранее рассказал талышский ученый и политолог Фахраддин Аббасзода в беседе с GeorgiaTimes, Новрузали Мамедов был в Иране один раз в жизни, в мае 2004 года. "Мы ездили на научную конференцию по истории и культуре талышского народа. После возвращения из Ирана Новрузали обвинили в шпионаже в пользу Ирана, неповиновении полицейским, держали 17 суток в полной изоляции. Следствие долго искало "свидетелей" его шпионской деятельности. Искали, потом едва нашли одного человека. Он до сих пор находится в азербайджанской тюрьме. Он — бывший ответственный секретарь "Голоса талыша", — говорил ученый. — Это человек утверждал, что получал от Ирана какие-то деньги и какие-то незначительные суммы этих денег передавал потом Новрузали. Вы же понимаете, что любого человека можно поймать на улице и заставить его сказать то, что нужно. Нет никаких доказательств факта передачи иранских денег: ни видеозаписей, ни самих денег, ни фотографий, ни свидетелей. Однако, несмотря на полную голословность обвинений, Новрузали Мамедов умирает в азербайджанской тюрьме. Точнее, его убивают. Преследование Гилала Мамедова проходит точно по такому же сценарию. Правда, теперь к обвинению в шпионаже прибавилось распространение наркотиков".
Читайте подробней: Иранский шпион? Давай, до свидания!
"Я очень хорошо знаю Гилала, — подчеркнул Аббасзода. — Он правоверный мусульманин. Гилал ни разу в жизни не прикасался к наркотикам. Он даже сигареты не курит, поскольку у него хроническая астма. Есть еще такой момент: если человек серьезно занимается талышским вопросом в Азербайджане, то он всегда предельно осторожен. Подбрасывание наркотиков — обычная практика МНБ Азербайджана. Никто в мире не поверил, что Гилал Мамедов — шпион и наркоторговец. В его защиту выступили правозащитники России и Европы".
"Особенно удивило нас, талышей, совместное заявление МНБ Азербайджана и Генпрокуратуры республики, — продолжил ученый. — В нем сказано, что "Гилал Мамедов был завербован спецслужбами Ирана в 1992 году". При этом прессовать Гилала начали только с 2002 года. Его постоянно вызывали на допросы, что-то пытались выпытать, угрожали ему. Если бы у МНБ Азербайджана были веские доказательства его шпионской деятельности, то оно давно был посадило Гилала за решетку. Зачем МНБ тянуло время до 2012 года? В этом деле нет никакой логики".
"Получается, что Гилал Мамедов является одновременно шпионом, мусульманским фанатиком, талышским активистом, разжигателем межнациональной розни и наркобароном. Вдобавок он правозащитник, человек, которого уважает азербайджанская оппозиция. Где тут логика?", — возмутился он.
Гилал Мамедов никогда не был сепаратистом. "Он всегда был сторонником территориальной целостности Азербайджана, никогда не выступал против тюрков -азери. Гилал выступал за единство азербайджанской нации. Обвинять его в разжигании межнациональной розни — просто смешно. А шпионаж в пользу Ирана — еще более смешно. Я считаю, что дело Гилала Мамедова — знак миру о том, что в Азербайджане целенаправленно уничтожают талышскую интеллигенцию. Вина этой интеллигенции только в том, что она выступает за восстановление прав талышского народа на его родной земле", — резюмировал он.