Прокуратура Грузии заподозрила аукционный дом MacDougall's в перепродаже краденого. После того как в России объявился криминально вывезенный с родины Нико Пиросмани шедевр "Черный лев", грузинские правоохранительные органы дуют на воду.
Картина "Пастух" того же автора, проданная за полтора миллиона долларов, была по доброй воле подарена владельцем жителю Риги, когда закон о запрете на вывоз из страны памятников культуры еще не действовал. Однако Министерство культуры считает, что с этим еще надо разобраться.
В один из периодов своей краткой и нищей жизни Нико Пиросмани был пастухом – совсем как тот чабан на клеенчатом холсте, из-за которого встала на уши грузинская прокуратура. Еще бы: из страны неизвестно в чьи частные руки уплыло полотно ценою в полтора миллиона долларов.
В досоветской Грузии начала XIX века – при жизни художника – мало кто признавал в нем, неудачнике-лавочнике, великого примитивиста. Не имея ни образования, ни денег, чтобы его получить, сирота с двухлетнего возраста Пиросмани писал лубочные картинки на темной и белой пленке, оставляя некоторые места не закрашенными. Рисовал по-детски просто и искренне, так что при взгляде на любую его работу становится понятно: это Грузия, это ее жители, которых невозможно спутать ни с какой другой нацией. Но тогда его творчество не ценилось, и Пиросмани, говоря стихами Булата Окуджавы, продавал картины за порцию еды.
Теперь даже один только "Пастух в папахе на красном фоне" мог бы обеспечить художнику и безбедное существование, и миллион белых роз для французской актрисы, которую он очень любил. А таких чабанов в его творческом наследии как минимум трое, поэтому многие грузинские газеты то и дело по ошибке печатают не те иллюстрации к новости про лондонский аукцион.
В аннотации к лоту на сайте MacDougall's говорится, что картина была подарена собственнику, выставившему ее на продажу, семьей известного художника Давида Какабадзе еще в 80-е годы прошлого века. Новый владелец, выложивший за нее 600 тысяч фунтов, предпочитает остаться в тени. Ходят слухи, будто ее выкупил Бидзина Иванишвили, у которого, как он однажды заявил, в Лондоне есть коллекция картин.
Между тем грузинская прокуратура утверждает, что в 2007 году этой работе Пиросмани был присвоен статус движимого памятника культуры, а значит, вывоз за границу без согласования с Министерством культуры был запрещен.
В Доме-музее художника не понимают, откуда взялся такой ажиотаж вокруг полотна сейчас, после его продажи. MacDougall's рекламировал его в течение нескольких месяцев. В мае "Пастух" выставлялся в России на экспозиции "Шедевры русского искусства", где аукционный дом предоставил московским зрителям последнюю возможность насладиться подлинниками гениальных картин, прежде чем они осядут в частных коллекциях.
Как рассказал Информационному центру Кахети директор музея Анзор Мадзгарашвили, у Какабадзе хранились 5-6 картин Пиросмани. "Несколько лет назад семья подарила картину в Риге. Этим летом одна из крупнейших лондонских компаний распространила рекламу в связи с тем, что будет продано на аукционе. Среди лотов упоминался "Пастух" Пиросмани. До продажи картины я сообщил музейному отделению Министерства культуры Грузии, что картина выставлена на торги, но никто на это внимания не обратил", – подчеркнул Мадзгарашвили.
Но министр культуры Николоз Руруа считает расследование необходимым, потому что продажа любого грузинского памятника культуры требует специального разрешения. Именно он и стал инициатором прокурорской проверки. Хотя, если Мадзгарашвили найдет письменное подтверждение тому, что он уведомил министерство, Руруа придется наказать самого себя.