
История с запретом хиджабов в ставропольских школах может окончиться массовыми протестами родителей. Посредине учебного года администрации школ потребовали переодеть детей в чисто белый верх и темный классический низ, что потребует незапланированных семейных расходов. Пострадают все, кроме тех, из-за кого возник переполох. Ведь мусульмане уже выигрывали российские суды, отстаивая платки на фотографии в паспорте.
Власти обещали, что постановление Правительства Ставропольского края от 31.10.2012 N 422-п "Об утверждении Основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Ставропольского края и муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Ставропольского края" вступит в силу только 20 декабря. Однако детей в школах уже принуждают носить уставную форму. Причем если в постановлении ограничиваются только крайности в одежде, на практике школьные администрации требуют носить чисто белый верх, без рисунков и оттенков, и черный классический низ, запрещая девочкам брюки. В некоторых школах решили ввести унифицированную форму, шитую на заказ, что стоит недешево.
К такому обороту событий были готовы бюджеты далеко не всех семей. Дети по-прежнему надевают джинсы с рисунками и надписями и разноцветные кофточки, получая выговоры от учителей. Вероятно, ближайшие родительские собрания превратятся в поле битвы за право школьников носить, что есть.
Ученицы-мусульманки в Кара-Тюбе, из-за которых разгорелся весь сыр-бор, пока ходят в платках. После того как прежняя директор школы Марина Савченко спешно покинула село, продав имущество, новая директриса старается избегать конфликтов с родителями. Но министр образования Ставрополья Ирина Кувалдина пару недель назад грозилась поснимать платки с каратюбинских упрямиц. Так что им скоро предъявят общие требования.
Проблемы с платками в школах уже появились в нескольких населенных пунктах Советского района Ставропольского края. Не может учиться девочка из хутора Федоровский, которую сначала не пустили в школу, а потом в школьный автобус, направлявшийся домой. "Ей пришлось добираться домой самостоятельно, после случившего она в школу больше не ходит", - сообщил "Кавказскому узлу" представитель ДУМ Ставропольского края.
Вторую неделю не разрешают ходить в школу в хиджабе и дочери жителя хутора Привольный Ризаки Ризакова. По его словам, старший преподаватель привезла ее домой, сославшись на устав, в котором оговорен внешний вид учащихся. В министерстве образования журналистам пояснили, что "с родителями и школьницей будут разговаривать, объяснять это". Если же они не подчинятся, что "им предложат выбрать другую форму обучения".
В постановлении правительства края есть три положения, запрещающие мусульманские покровы - нельзя носить религиозную одежду, одежду с религиозной символикой или атрибутами и головные уборы. Особо подчеркнуто, что внешний вид обучающихся должен соответствовать нормам делового стиля и иметь светских характер.
Духовное управление мусульман (ДУМ) Ставропольского края этим правовым актом недовольно, ведь он исключает любые договоренности и компромиссы между администрацией школ и родителями, соблюдающими нормы шариата. Поэтому муфтият обратился к властям с просьбой внести коррективы в постановление и разрешить длинные юбки и платки, "чтобы не допустить ухудшения ситуации в регионе".
Одновременно в администрацию президента России было направлено коллективное обращение руководителей общественных организаций против запрета религиозной одежды в образовательных учреждениях, под которым подписались около 8 тысяч человек.
Кроме того, известный чеченский адвокат Мурад Мусаев подал в суд жалобу на постановление правительства края о школьной форме. Он напоминает ставропольским властям об определении Верховного суда России от 15 мая 2003 года, которое касалось должностных инструкций МВД о фотографиях на паспорта и подтвердило право мусульманок сниматься в платках. Суд сослался на статью 28 Конституции Российской Федерации, гарантирующую свободу вероисповедания и право действовать в соответствии с религиозными убеждениями, и на статью 3 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", по которой ограничивать свободу совести могут только федеральные законы.
"Правила поведения верующих, вытекающие из ислама и изложенные в Коране - главной священной книге мусульман, запрещают женщинам-мусульманкам показывать посторонним мужчинам все части тела, за исключением овала лица и кистей рук,- говорилось в определении Верховного суда. - Исходя из вышеуказанного конституционного права каждого, верующие женщины-мусульманки вправе действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями и с учетом положений религиозной практики не появляться без головного убора перед посторонними мужчинами, если федеральным законом не установлены обязательные для всех граждан Российской Федерации правила, соблюдение которых связано с необходимостью показываться, в том числе и перед посторонними лицами, с непокрытой головой".
Право на хиджаб учениц младших классов доказать в суде будет сложно, а вот половозрелые мусульманские старшеклассницы с помощью Мурада Мусаева тяжбу с правительством Ставропольского края скорее всего выиграют. И выйдет, что от скандала с хиджабами пострадают не те, против кого взъелись чиновники, а родители обычных учеников, вынужденные покупать новую форму в середине учебного года.