- Недавно меня пригласили на передачу "Насколько востребован русский язык". Она записывалась на "Первом информационном канале". И я там ответил, что если Грузия создает уже не первый русскоязычный телеканал, значит, это более востребовано, чем англоязычные каналы, которых в Грузии до сегодняшнего дня нет. А что касается песен, то из открытых окон, из автомобилей российская эстрада, слава богу, еще звучит.
- Если действительно вышел негласный запрет на русскую музыку, к чему он может привести?
- К нарушению пищеварения в ресторанах. Ресторан создан, чтобы расслабиться, почувствовать себя уютно. Если и там политика на тарелочке лежит, не думаю, что аппетит от этого будет лучше. Хуже нет, когда начинается политическое давление: звучать русским песням или нет. Итак наступит день, когда они перестанут звучать. Все идет к этому.
- Аудитория вашего журнала уменьшается?
- А что вы хотите? Если в 80-х годах здесь жило полмиллиона русских, то на сегодняшний день русская диаспора насчитывает, по официальным данным, от 30 до 50 тысяч. Это уже последние из могикан. Прослойка русскоязычных тоже уменьшается, молодые русскоговорящие уезжают. Под Новый год у нас наблюдается небольшое оживление, когда молодежь приезжает проведать своих стариков. А так русские в Грузии - это уже вымирающий вид. Немного печальная ситуация, может показаться со стороны. Но все не так плохо. Каждый спасается в одиночку, слушает ту музыку, которая его согревает, общается с тем кругом людей, в котором есть друзья. Жизнь продолжается. Просто это уже не та жизнь, которая была 20 лет назад - вот и все.
Певица и продюсер Ирма Сохадзе, известная и в России, и в Грузии, от запрета на русские песни в недоумении: "Запреты ни к чему хорошему никогда не приводили. Мы всю жизнь провели с русским романсом. Я очень надеюсь, что в Грузии никто не запретит Пушкина, Достоевского или Рахманинова", - заявила она журналистам.
Грузинские оппозиционные политики, комментируя репертуар ресторанов, выражаются гораздо жестче. "Проявлением фашизма" назвал табу на русские песни один из лидеров Лейбористской партии Иосиф Шатберашвили. "Ввиду того, что тебе не нравится российское руководство, бороться против русской классики и искусства - это фашизм"- сказал он. "Саакашвили аплодируют некоторые западные лидеры, а он запрещает в Грузии русские песни, русский язык, русскую культуру. Мы требуем адекватной реакции со стороны международного сообщества", - заявил политик.
Полностью точку зрения лейбористов разделяет генеральный директор российского Института исследований конфликтных ситуаций Тенгиз Бегишвили. Он отметил, что Саакашвили реализует принципы Геббельса, когда зомбирует собственный народ повторением одного и того же лозунга, откровенной ложью и списанием бед на "врага".
А Темур Рцхиладзе, неплохо зарабатывавший на русских песнях для грузин, предупредил: "Если этот запрет примут на уровне закона, то весь мир будет смеяться над Грузией, так как это действительно маразм".
Но если вспомнить Александра Сергеевича Пушкина и повод, по которому он писал "Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной", то запрет на русские песни со стороны грузинских властей - это тоска по временам, когда Россия для них была открыта, а Путин и Медведев отвечали на телефонные звонки.