В храме фотографировать запрещено, поэтому мы сделали только фото его внешнего вида. Но внутри храма, где много фресок с изображениями грузинских святых, там, где краска осыпалась, видны и другие лики, нарисованные еще в VIII веке. На одной из фресок изображена святая Варвара. Эти византийские фрески, по словам отца Сергия, грузины замазали в 1954 году, когда начался процесс превращения храма в грузинский.
Илорская церковь перестраивалась многократно. И в архивах нет недостатка в изображениях, на которых видно, как храм выглядел в разные века. В XX веке мы видим грузинский купол, в XIX купола нет вообще, а до того стоял византийский купол, такой же, как сейчас. Существует целая серия работ разных средневековых путешественников, делавших гравюры с изображением Илорской церкви.
Вообще, как говорят в Абхазии, процесс "грузинизации" византийских храмов начался намного раньше, еще в средние века, когда в Абхазской церкви появилось сильное грузинское влияние. "С XVI века Абхазской православной церковью стали управлять грузинские священники. Они-то и начали менять первоначальную форму купола абхазских храмов, относящуюся к абхазо-аланской школе восточно-римского (византийского) церковного зодчества. Это наглядно видно на примере Моквского храма, где купол был перестроен по образцу грузинской архитектуры", - говорят абхазские священнослужители.
Благо, Моквский храм от Илорского совсем недалеко, в одном районе Абхазии. И он тоже глубоко почитается в Грузии. Мы едем в Мокву и осматриваем храм, который отлично сохранился, а потому не требует капитальной реставрации. В отличие от Илорской церкви, он не выглядит как новодел. Теперь нам понятно, каким должен быть классический грузинский купол. Он здесь сохранился в неизменном виде.
В этот раз мы не смогли добраться до другой православной святыни Абхазии - Бедийского храма. Хотя он также расположен на востоке Абхазии, но относительно труднодоступен из-за состояния дорог. Эта святыня тоже оказалась в центре грузино-абхазского скандала. Абхазскую сторону обвиняют в том, что из-за неграмотных реставраторов разрушилась фреска с изображением древнего абхазского и грузинского царя Баграта II( в Грузии - Баграт III). Это, конечно, странная претензия. Бедийский храм находится на возвышенности, которая во время войны 1992-1993 года оказалась на линии фронта. Территория, где расположена святыня, контролировалась абхазской стороной, а окружающий район снизу - грузинской. Грузинские формирования, считая, что внутри храма находится штаб абхазских сил, регулярно обстреливали церковь. Причем обстрелу подвергалась именно южная стена - та, где располагалась фреска. Поэтому абхазские исследователи утверждают, что окончательно фреска была уничтожена именно во время войны, так как на многочисленных фотографиях середины прошлого века изображение частично сохранялось, но процесс ее гибели продолжался на протяжении всей советской эпохи, так как храм не реставрировался.