Вчера глава Чечни Рамзан Кадыров и спикер парламента республики Дукваха Абдурахманов встретились, чтобы обсудит два вопроса. Первый вопрос - оценка работы и проблемы, стоящие перед чеченским парламентом. Второй вопрос - результаты деятельности парламентской комиссии по определению административной границы Чечни с Ингушетией. Правда, по их мнению, второй вопрос уже решенный - спорные территории принадлежат Чечне, и точка. Не угрожает ли активная деятельность по размежеванию земель хрупкому миру на Кавказе?
Дукваха начал встречу с вручения главе Чечни своей книги, посвященной проблеме границы между братскими народами. После этого Дукваха приступил к докладу о достижениях чеченского парламента. Как оказалось, парламент Чечни, принявший 63 законопроекта, в том числе и такие жизненно необходимые, как запрет продажи в республике энергетических напитков, не намерен останавливаться на достигнутом. Парламент намерен сократить количество инстанций, утверждающих мировых судей, с четырех до двух, оставив администрацию главы республики и комитет парламента Чечни.
Помимо этого Абдурахманов просит Кадырова дать ему право отстаивать перед федеральными структурами те законопроекты, принятые чеченским парламентом, которые блокируются федеральными структурами как несоответствующие федеральному закону. Дукваха говорит о придирках и считает, что если местный закон не нарушает политическую систему всей страны, то и нечего придираться к каждому слову и букве. "У нас ведь не унитарное государство, а федеративное", - подводит итог Абдурахманов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БАНДЕРОЛЬ ДЛЯ ЧЕЧЕНСКОГО СПИКЕРА
Второй вопрос - результаты деятельности парламентской комиссии по определению административной границы Чечни с Ингушетией - Дукваха разобрал более основательно. По словам Дуквахи, комиссия стремится добиться справедливого разрешения этого спора на основе действующего законодательства и исторической правды, основанной на документах и картах. Но ингушская сторона не идет на диалог. Ингушетия игнорирует многочисленные приглашения, отказывается встречаться. По словам Дуквахи Абдурахманова, "они бегают от нас, и это неправильно, парламентская комиссия Чечни намерена заявить им протест". "Нами ведется работа в архивах, издаются книги и иные материалы, подтверждающие нашу правоту в этом вопросе. Мы готовы предоставить им карты 1934 года, но я звоню в Ингушетию, назначаю встречу нашей и их комиссии, и все безрезультатно. И все это продолжается уже 3 месяца. Мы с ними пытались встретиться, приезжали и без предупреждения, и с предупреждением, пересекались в Москве и других городах, но все безрезультатно", - жалуется Абдурахманов.
Рамазан Кадыров требует поставить точку в этом вопросе. Он считает, что границу нужно определить, и даже допускает варианты, что подарит эти районы Ингушетии, но главная задача - признать спорные территории "исторически чеченскими землями".
"Мы подготовили все документы, и нет сомнений, что районы наши, - говорит Кадыров. - Мы не хотим конфликта или вражды, но районы наши. Потом мы, может быть, даже отдадим их Ингушетии, поскольку там живут ингуши, или же земля будет нашей. До сих пор и с Зязиковым, и с Юнус-Беком Баматгиреевичем Евкуровым мы придерживались того, что нужно подождать, не поднимать вопрос земли. В кабинете у Суркова нас попросили не поднимать этот вопрос перед выборами, и мы ждали до сих пор. Да и на других наших с ингушской стороной встречах было то же самое - не поднимать вопрос спорных районов. Но справедливость должна восторжествовать, однозначно. Стоило нам поднять вопрос о спорных районах в Ингушетии, а у них принято поднимать панику, мол, война будет, братству вайнахов конец, беда будет. Но мы должны руководствоваться законом, подготовить все документы по закону и решить вопрос по границе в правовом поле. Я лично встречусь комиссией и мы обсудим эту ситуацию. Мы передадим в федеральные органы власти наши карты, по которым будем межевать границу и будем воссоздавать наш район".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: РАМЗАНУ КАДЫРОВУ СТАЛО ТЕСНО В ЧЕЧНЕ
"Какие бы там ни вела разговоры ингушская сторона, мы передадим наши документы в Минрегион и другие федеральные структуры и будем ждать их решения, - продолжает Кадыров. - Но мы все подготовили и твердо считаем, что Сунженский район наш. Я уже дал распоряжение в Министерство имущества и земельных отношений начать подготовку документов для межевания земель в районе. Тем более, они приняли закон (Закон об МСУ, по которому Сунженский и Малгобекский район входят в состав Ингушетии - прим. автора), а мы считаем, что Сунженский район - наш".
Спикер чеченского парламента возмущен такой позицией ингушей, "разбазаривающих вайнахские земли". По словам Абдурахманова, "они отдали Пригородный район Северной Осетии, хотя я их предупреждал не шутить с вайнахскими землями". "Пригородный район - земля вайнахов, и не надо его отдавать. Это наша земля. А они сами себя грабят. Мы на Пригородный район не претендуем, но это земля вайнахов, и ее нельзя никому отдавать. Но они отдали нашу землю Осетии, а себе присвоили чеченские районы. Надо поставить точку в этом вопросе. Но по закону", - уточняет Абдурахманов.
Теперь уже позиция чеченских властей абсолютно понятна. Непонятно, почему молчат федеральные органы власти. Фактически Кадыров требует пересмотра границ внутри России, что может, по словам самого Путина, привести к ужасным последствиям для страны. Да и по российским законам это возможно лишь с согласия двух регионов, а не на основе "исторических" документов, карт прошлого и позапрошлого века или выводов пары доморощенных историков.
Первый вооруженный конфликт в демократической России произошел в 1992 году между осетинами и ингушами именно по этой причине - по вопросу спорного Пригородного района. Но в 1992 году российские войска воевали с ингушскими, а правильней будет сказать, советскими людьми, тоже убежденными в своей исторической правоте и праве на землю отцов. Последствия этого конфликта, в котором Кремль однозначно занял позицию - не допускать пересмотра границ внутри страны, не разрешены и по сей день. Тысячи беженцев живут в лагерях на территории Ингушетии уже 20 лет.
Какую цель преследует Федеральный Центр, проявляя непонятное никому терпение? Тем более ранее Рамзан Кадыров держался в стороне от этого конфликта, практически не комментируя действия Абдурахманова, взявшего на себя роль паровоза в этом деле. Сейчас уже и сам глава Чечни высказался вполне определенно о том, что он думает, делает и намерен сделать. Еще есть время загасить этот назревающий конфликт, но его становится все меньше.
Алихан Картаев