- Вывезти всех людей оттуда централизованно не представляется возможным. Офицерам, служащим на РЛС, Минобороны обязано найти службу на аналогичных или похожих станциях. Если будет возможно, вместе с отцами-офицерами будут находиться их семьи. По крайней мере если это будут радиолокационные станции или части с системой предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Такие в России есть в Армавире, в Калининградской области. Сейчас развертывается СПРН в Иркутской области. В частях с СПРН, как правило, нет больших проблем с жильем. Проблема в другом. Когда есть четкий приказ о выводе и разработаны планы вывода - это одно. В случае с Габалинской РЛС такого нет. Нет четкого приказа о выводе офицерского состава, поэтому часть офицеров не выведена. Станцию полностью не закрывают, потому что нет соответствующего приказа. Все из-за того, что Москва и Баку не пришли к взаимовыгодному решению насчет будущего Габалинской РЛС.
- Хотят ли военнослужащие и их семьи покидать Габалинский гарнизон и перебираться в Россию?
- Безусловно, военнослужащие не хотят покидать Габалинскую РЛС. Там экологически чистый воздух, прекрасная природа. Все-таки горы, Кавказ. Денежное и материальное обеспечение личного состава РЛС - по российским меркам весьма неплохое. Главное - есть чувство определенности в будущем. Есть и свои минусы. Например, дети офицеров учатся в русской секции азербайджанской школы, где преподают офицерские жены. Аттестат зрелости, выданный этой школой, российское Минобразования не признает, и поступить в российский вуз с этим аттестатом невозможно. Стационарное медобслуживание для РЛС оказывает военно-полевой госпиталь, где к лечению применены азербайджанские стандарты. Из-за того что персонал российского госпиталя лечил по-азербайджански, у военных медиков из Габалы могут возникнуть сложности с российской системой здравоохранения. Есть у офицерских семей проблемы личного характера, но с ними можно свыкнуться и приспособиться. Когда размеренная жизнь военного гарнизона меняется с революционной скоростью, жизнь каждого военнослужащего ломается через колено. Любой военный или член семьи военного об этом знает.
- Как Вы считаете, какова настоящая причина переговорного тупика вокруг Габалинской РЛС?
- Вопрос о будущем Габалинской РЛС - не военный, а политический. Политическое руководство Азербайджана поставило перед своими военными переговорщиками четкую задачу - не уступать требованиям россиян. Что касается официального Баку, то он играет на множестве геополитических противоречий: отношения России и США, позиции России на Кавказе, отношения России с Ираном. Россия находится в дружественных отношениях с Ираном, а Азербайджан - с Израилем, поэтому это усугубляет проблему. У России очень много близких контактов с Арменией - антагонистом Азербайджана. Здесь очень много увязано с геополитикой и финансовыми соображениями. Например, азербайджанская сторона говорит российской, что в случае упорства России Габала будет передана американцам. Но на самом деле Баку вводит российскую сторону в заблуждение. Габалинская РЛС не будет американской базой, потому что американцам она не нужна. Программное обеспечение этой станции - российское. Уходя с РЛС, россияне увезут все обеспечение с собой. Без обеспечения Габала - это никому не нужная груда металла, заключенная в камень. Американцы не станут тратить время и деньги на переоборудование РЛС, потому что это накладно и совершенно бессмысленно. Им проще и дешевле построить новую. Вот такая торговля разгорелась вокруг Габалы и ее гарнизона. Очевидно, что Азербайджан ведет грязную политическую игру и шантажирует Россию. Российские офицеры и их жены - крайние в этой игре.