Первый раунд переговоров между Москвой и Тбилиси о вступлении России в ВТО, стартовавших 9 марта в швейцарском Берне, закончился ничем. Делегации двух стран лишь договорились возобновить дискуссии в апреле. Российская сторона назвала этот результат провалом, тогда как представители Грузии предпочли куда более мягкие формулировки. Теперь же заместитель министра иностранных дел Нино Каландадзе и вовсе заявила, что переговоры проходят в "позитивном ключе". Но последние высказывания Михаила Саакашвили подтверждают правоту россиян.
Диаметрально противоположные оценки переговорного процесса, прозвучавшие из уст представителей Москвы и Тбилиси, заставляют задуматься о том, кому они вообще нужны, эти переговоры. С одной стороны, инициатором возобновления дискуссии по поводу вступления России в ВТО была Москва. С другой стороны, чем дальше, тем больше кажется, что эти дипломатические расшаркивания требуются прежде всего именно Тбилиси.
"Если наши грузинские соседи будут, как они публично грозились, выдвигать такие темы, как восстановление, как они выражаются, грузинского таможенного и пограничного контроля на границах между Южной Осетией и Россией, а также Абхазией и Россией, то этот путь бесперспективен. Данные вопросы не имеют к ВТО никакого отношения, - заявил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров вскоре после завершения бернских прений. - Если наши грузинские коллеги будут упорствовать в своей политизированной позиции, то, наверно, придется решать вопрос присоединения России к ВТО иначе, без их участия. Такие возможности есть".
На эти слова российского министра незамедлительно отреагировала Нино Каландадзе. "Жаль, что российские СМИ сделали предвзятое заявление, будто переговоры провалены. Это целенаправленная кампания, направленная на срыв переговоров", - заявила заместитель главы грузинского МИДа.
Читайте также: ВТОрой шанс Михеила
Казалось бы, зачем Москве срывать переговоры, инициатором которых она же и выступала? Но ответ на этот вопрос найти нетрудно. Если раньше позиция Грузии была пусть и значимой, но лишь одной из многих преград на пути России во Всемирную торговую организацию, то теперь несговорчивость Тбилиси осталась единственным препятствием для вступления. К тому же раньше на руку Саакашвили играли противоречия Москвы с Вашингтоном, Пекином и другими участниками ВТО, а сейчас сама Грузия превратилась в камень преткновения для грандов мировой политики и экономики, которые рады видеть Россию среди членов торговой организации. Поэтому Тбилиси закономерно стал объектом дипломатического давления с их стороны.
"США и ЕС очень заинтересованы во вступлении России в ВТО, потому что от этого выиграют все. Наши западные партнеры это понимают. А мы им сказали, что они, если такой интерес у них есть, должны убедить Тбилиси, на который у них явно больше влияния, в том, чтобы грузины перестали чинить искусственные проблемы. Думаю, что вопрос будет решен", - прокомментировал сложившуюся ситуацию Сергей Лавров.