Грузинские власти, раззадоренные успехами приватизации, продолжают в массовом порядке продавать земли иностранным инвесторам. Тысячи гектаров становятся собственностью южноафриканских фермеров-буров, а для большей их заинтересованности даже создан веб-сайт, где они могут обратиться к Михаилу Саакашвили с просьбой о гражданстве Грузии. Однако сегодня обладать землей - это не просто иметь собственность, а управлять производственными единицами, превращая сельскохозяйственную продукцию в активы для спекуляции на рынках.
Актуальная с недавних пор тема по переселению фермеров-буров из Южной Африки в Грузию обрастает новыми подробностями. Если сначала власти обещали отдать переселенцам заброшенные и неосвоенные территории, то теперь выясняется, что грузинский народ обязан поделиться с иностранцами своими исконными землями, при этом оставаясь без средств к существованию. За полгода в различных селах владельцами более трех тысяч гектаров, на которых раньше работали грузинские крестьяне, стали иноземцы. Примечательно, что меморандум о возрождении экономики через сельское хозяйство был подписан рукой Папуны Давитая - министра по вопросам диаспоры, хотя там полагается стоять подписи главы Минсельхоза.
Очевидно, что привлечение дополнительной рабочей силы продиктовано демографической ситуацией в стране. Сейчас грузинское население стремительно редеет, и особенно остро кризис чувствуется за пределами мегаполисов. По мнению руководства страны, вливание свежей крови в генофонд Грузии должно быть сдобрено хорошей порцией преференций - например, самыми плодородными землями близ Кахети, Шираки и прилегающего к лесу села Чиаури Лагодехского района. Так как местные жители не смогли удержать их в своей собственности из-за высоких налогов, Михаил Саакашвили решил обратить свой взор на более платежеспособных товарищей. Еще чуть-чуть, и он превратится в принца Лимона, собирающего налоги даже за воздух.
Читайте также: Зверское богатство Сакартвело
Что будет с семьями, которые испокон веков жили на этой земле и кормились за ее счет - неизвестно. Так, население села Самтацкаро до сих пор опротестовывает продажу более тысячи гектаров пашни, однако - безрезультатно. Более того, жители этих районов даже не знают, на каких условиях иностранные инвесторы приобретают в собственность такие огромные территории. Потому что в публичном реестре такой информации попросту нет. Кроме буров грузинскими землями обладают индийцы и израильтяне, и складывается впечатление, что руководство Сакартвело активно способствует утрате контроля над иммиграционными потоками и подводит под монастырь собственных граждан. В дальнейшем это может создать неприятный прецедент. Большая часть "территориальной целостности" может оказаться в руках не "коварных российских оккупантов", а тех, кто сегодня готов платить втридорога.