Иран сейчас действительно находится в валютной блокаде, и переживания посла ИРИ в России Махмуда Реза Саджади понятны. Настолько ли они беспочвенны, как преподносит президент "ВТБ 24"?
Банк "ВТБ 24" - часть международной империи группы ВТБ. Российско-американская финансовая группа (RAFG) из США, немецкая корпорация Euroleasing, банк Ost-West Vermögensanlagen - далеко не полный перечень иностранных фирм, зафиксированных в качестве аффилированных лиц банка. Аффилированное лицо - это структура, способная оказать влияние на деятельность банка. Иностранные кредитные организации, следуя антииранским санкциям, введенным международным сообществом, сейчас расторгают с Исламской Республикой все отношения и закрывают ее счета. Более того, начиная с июня 2012 года США имеют право наказать любой банк, который будет изобличен в каких-либо сделках, связанных с иранской нефтью. Россия заявила, что не намерена присоединяться к санкциям против Ирана. Однако "ВТБ 24", как и многие другие российские банки, тесно связан с европейскими и американскими структурами. Эти структуры вполне могут дать знать, что мировому финансовому сообществу не нравится, что международный банк проводит финансовые операции иранского посольства в России. Требования к банку вполне могут иметь характер жесткого ультиматума: или расторжение отношений с иранцами, или большие проблемы. Вполне возможно, что топ-менеджеры "ВТБ 24", дабы обезопасить свой банк, будут вынуждены выбирать второй вариант.
Так был вынужден сделать в декабре прошлого года дубайский Noor Islamic Bank (NIB). Он был главным каналом Ирана по получению доходов от продажи нефти в течение четырех лет. Между банком и Исламской Республикой сложились доверительные отношения, которые высоко ценятся в деловой среде. В декабре 2011 года на NIB надавила рука Вашингтона, которая прервала все отношения банка с Ираном. Примеру NIB были вынуждены последовать кредитные организации Европы, которые проводили иранские транзакции в евро. Иран, оказавшись в валютной блокаде, предложил ряду стран перевести операции в национальные валюты. Россия, один из главных союзников ИРИ, согласилась работать с Ираном в российских рублях.
Не исключено, что этот фактор и побудил международные структуры надавить на Россию через ее же собственные банки. Об этом GTimes рассказала Дарья Дерябина, главный редактор экономического портала Bigness.ru.
"Очевидно, что Совет безопасности ООН медленно, но верно превращается в инструмент для того, чтобы оправдать свержение неугодных Западу режимов.Но следует отметить, что Россия, которую мировое сообщество пригвоздило ярлыком пособника Ирана, выступает против кровопролития и любой интервенции, в отличие от Соединенных Штатов, рвущихся в Исламскую Республику на всех парах. Мы не следуем политике двойных стандартов. Действительно, Москва до последнего будет поддерживать Тегеран, поскольку вмешательство в иранские дела чреваты угрозой уже нашей национальной безопасности. Однако мы видим, что Россия готова на любые адекватные меры, чтобы остановить это варварское нашествие. Блокировка счетов иранского посольства - настоящая или мнимая - тому подтверждение и явный сигнал. А если уж говорить о политике двойных стандартов, то не стоит забывать о банке Europaeisch-Iranische Handelsbank, зарегистрированном на территории Германии, которая, между прочим, поддержала экономические санкции против Ирана. В интересах Иранского агентства по вооружениям, аэрокосмического агентства, а также Корпуса стражей исламской революции он ежегодно совершает операции примерно на один миллиард долларов. Примечательно, что EIN - единственный банк, не упомянутый в соответствующих резолюциях ООН, а значит, он не попадает ни под одну санкцию. Забавно, не правда ли?"