Долговые проблемы Греции поставили Евросоюз на грань распада. Однако финансовые бури, бушующие на Старом континенте, грузинским политиканам не страшны. Представитель Международного валютного фонда в Грузии Эдвард Гарднер заявил о выделении очередного транша под новую экономическую программу грузинского правительства. Одновременно он признал, что закавказская республика подвергается двойному риску из-за кризисной ситуации в Европе. Но правителей Грузии это не пугает. Ведь расплачиваться не им.
Весной Тбилиси уже занимал полмиллиарда евро для рефинансирования предыдущей задолженности. Те деньги так и не дошли до народного хозяйства страны, затерявшись где-то в непрозрачных межведомственных расчетах правительства Саакашвили. Судьба второго займа тоже не совсем ясна. Между тем долговые обязательства Сакартвело превысили бюджет страны.
Само по себе это вряд ли заставило бы тбилисскую камарилью умерить аппетиты, но тут разразился греческий долговой кризис, и стало понятно, что еще одно размещение грузинских облигаций европейцам не втюхать. Одновременно резко обмелел поток субсидий из Вашингтона, над которым нависла реальная угроза технического дефолта. И пришлось подручным Саакашвили искать другие способы махинаций со средствами государственного бюджета.
Читайте также: Тбилиси ТКнули в больное место
Впрочем, поиски надолго не затянулись: в Тбилиси прибыла миссия Международного валютного фонда, чтобы выработать условия предоставления очередной кредитной линии, которая рассчитана на 2012-2013 годы. Можно предоставить, какой хищный блеск вызвало в глазах приспешников Мишико ее появление в грузинской столице. Но чиновники международной организации тоже не лыком шиты и прекрасно знают, как сложно контролировать финансовые потоки в закавказской республике. Поэтому на сей раз договорились предоставить средства только в случае экстренной необходимости.
"В стране составляется экономическая программа, в которой расписаны разные источники, из которых должны быть привлечены финансовые ресурсы. Подразумеваю международно-финансовые программы, доноры и так далее. Если из этих источников, какой либо не оправдается, то будет возможным освоение ресурса, выделенного новой кредитной линией МВФ", - пояснил на брифинге представитель МВФ в Грузии Эдвард Гарднер.
Но вряд ли кого-то может ввести в заблуждение обтекаемость этой формулировки. Если в чем и преуспели функционеры нынешнего режима, так это в составлении экономических программ. За годы правления Саакашвили их придумано бесчисленное множество. Только результат всегда один и тот же - провал и экстренная необходимость дополнительного финансирования. Господин Гарднер прекрасно понимает, что никакие "разные источники" деньги властям Грузии не выделят, так что "освоение линии МВФ" неизбежно.
Читайте также: Новое ярмо на шее Сакартвело
Ведь бури, бушующие сейчас на глобальных финансовых рынках, Сакартвело не минуют. Наоборот, по закавказской республике они нанесут двойной удар. "Считаю, что весь мир вступает в довольно сложный период, и это будет иметь двухсторонний эффект на Грузию. Первый состоит в том, что экономика целевых экспортных стран не будет расти также быстро, как это было в текущем году. Второй эффект заключается в том, что с учетом экономической неустойчивости в Европе сильно осложнится доступность частного капитала", - заявил Гарднер.
Однако в дипломатичности чиновнику МВФ не откажешь. Учитывая, что главной статьей грузинского экспорта в последние годы были подержанные иномарки, которые расходились по другим странам постсоветского пространства, то дело совсем не в темпах роста их экономик. А в том, что главный рынок сбыта грузинского автохлама - Казахстан - закрыл свой рынок, вступив в возглавляемый Россией Таможенный союз. Теперь основным рынком сбыта стала Украина. Но, во-первых, Киев находится в гораздо более шатком финансовом положении, чем Астана.
Читайте также: Гвиндадзе перезакладывает страну
А во-вторых, вероятность того, что украинцы последуют примеру казахов, увеличивается с каждым днем. И тогда Сакартвело утратит главный канал поступлений валюты в страну. Эти потери может компенсировать открытие российского рынка для грузинской сельхозпродукции после вступления северного соседа в ВТО. Но далеко не сразу. И при любом раскладе экономические и финансовые потери для страны будут очень болезненными. Тем более что рассчитывать на инвестиции из бьющейся в тисках долгового кризиса еврозоны не приходится. А значит, распечатывать кубышку МВФ придется в обязательном порядке. Только вот куда пойдут извлеченные из нее деньги, опять никто не узнает.