Национальная ассамблея азербайджанцев Грузии (НААГ) 28 января потребовала изменения государственного устройства страны. Об этом сообщил президент НААГ Дашгын Гюльмамедов.
«Мы требуем создания Грузинской конфедерации с субъектами грузин, осетин и абхазов. В противном случае грузинская государственность будет развалена», - цитирует «Интерфакс-Азербайджан» заявление Гюльмамедова. Или же, заключает он, через год Евросоюз, Россия и Турция сами предпримут реальные действия для создания такой конфедерации».
По мнению Гюльмамедова, конфедеративное устройство отвечает интересам и национальных меньшинств, и самой Грузии. Мол, после августовских событий в стране создалась тупиковая ситуация, и такой вариант стал бы выходом из положения. Попутно НААГ предлагает создать в будущей конфедерации двухпалатный парламент. В котором нижняя палата формируется по итогам выборов, а верхняя состоит из национальных представителей субъектов конфедерации.
Гюльмамедов также сделал существенную оговорку: проживающие в грузинском регионе Квемо-Картли азербайджанцы не требуют, чтобы их признали субъектом будущей конфедерации. Объясняя это так:
«Азербайджанское население в Грузии проживает в 17 районах, и только в четырех из них компактно. Поэтому часть азербайджанского населения останется за пределами автономного образования. Это не в наших интересах».
По его словам, местные азербайджанцы лишь хотят, чтобы их язык получил статус государственного и «благодаря этому не подвергался дискриминации». Это давняя цель НААГ. Организация уже давно заявляет, что правительство Грузии с 2004 года проводит поэтапный план ликвидации азербайджанских школ в регионах Квемо-Картли, Кахети и городе Тбилиси. По мнению НААГ, признание азербайджанского языка государственным исправит это положение.
А пока, мол, шовинистически настроенные грузинские чиновники не могут смириться с тем, что в Грузии компактно проживают азербайджанцы. «За ликвидацией азербайджанских школ стоит одна цель - добиться "культурной депортации" азербайджанцев из Грузии", - отметил он.
НААГ в первый раз поднял вопрос о языке еще год назад. Но грузинские власти спустили требования азербайджанцев на тормозах. То есть вообще никак не отреагировали.
А что же Азербайджан? Как он относится к положению своих соплеменников в Грузии?
Тут необходимо принять во внимание позицию официального Баку, который пока предпочитает не задавать Грузии «национальные вопросы». В целом эту позицию можно охарактеризовать пословицей «и вишенку съесть, и косточкой не подавиться». Почему?
Дело в том, что Азербайджан всегда позиционировал себя как близкий друг Грузии. Их теплые взаимоотношения после августовских событий только укрепились. Напомним, проблема территориальной целостности для Баку - болезненно родная. В последние несколько лет там не скрывали категорического намерения разрешить карабахский конфликт силовым путем. И с восторгом встретили атаку грузинской армии на Цхинвал. Моментально последовали заявления такого рода: «замороженные» конфликты можно решать применением силы, а не бесконечными переговорами без результата. Один из столпов азербайджанской политологии Вафа Гулузаде выступил с пророческим заявлением:
«Мои предсказания сбываются: Москва оставляет этот регион, и надолго. Она даже не может защитить своих выкормышей - югоосетинских сепаратистов. Грузия заняла правильную позицию по восстановлению своей территориальной целостности».