С точки зрения грузинской государственности Михаил Саакашвили - одновременно и преступник, и герой. И это тоже совершенно обычно для лидеров подобного типа. Он действительно поборол даже не столько преступность, сколько криминальный менталитет, и облагородил, насколько это возможно, внешний облик Грузии. Но он развязал преступную авантюру в Южной Осетии, чем исключил возможность ее участия в грузинском государственном проекте. Он не был талантливым стратегом и не постарался разобраться в самом запутанном узле современной Грузии - вопросе бывших автономий. И вся его бурная деятельность "по восстановлению территориальной целостности" привела к прямо противоположному результату - максимальному отдалению от его страны Абхазии и Южной Осетии. Он очень не любит Советский Союз и его ментальные и культурные последствия. Саакашвили имеет право не любить "совок", но он пропитал всю страну политикой искоренения прошлого, выкинув за борт половину населения, тех, кто старше сорока. Очень вероятно, что теперь, на выборах, его выкинут за борт те самые, кому за сорок. Трудно представить, что Саакашвили после ухода из власти посадят в тюрьму, но в случае если президент потеряет рычаги управления, его ближайшему окружению точно будет нехорошо. В общем, очень похоже, что Миша станет заложником своего круга.
Харизматичные эксперименты Саакашвили явно утомили международное сообщество, и прежде всего США. Сколько бы ни продолжались геополитические войны за влияние, сейчас на кавказской повестке дня стабильность и спокойствие. Достичь этого Соединенные Штаты могут двумя путями - либо удовлетворить завышенные амбиции Грузии, для чего надо напрямую столкнуться с Россией и, разумеется, в данных конкретных обстоятельствах проиграть ей, либо "сломать" самого Саакашвили, что значительно легче. Какой путь выбрала Америка, мы теперь знаем. Какой путь изберет сам харизматичный лидер, мы узнаем совсем скоро. Готов ли он напрямую столкнуться с бывшими покровителями? Или все же уступит?
Судьба сложилась так, что если Мише и уготовано освободить для кого-то кресло, то только для Бидзины Иванишвили. Саакашвили, разумеется, постарается сыграть ровно, и если уйдет сам, то оставит у власти "Единое национальное движение" с его ключевыми лидерами, превратившись в своего рода грузинского Кокойты. Но беда в том, что эти альтернативные лидеры значительно слабее самого Саакашвили и, конечно же, Иванишвили - единственного серьезного конкурента Миши в Грузии. Слабее и в финансовом, и в интеллектуальном плане. Поэтому даже если круг Саакашвили и сохранит власть, то совсем ненадолго, меньше чем на один выборный цикл. Ни о какой преемственности курса в таких условиях говорить не приходится.
Очевидно, что сейчас весь круг внешних заинтересованных лиц хотел бы видеть у руля в Тбилиси прагматичного и адекватного лидера. Возможно, таким лидером призван быть Иванишвили. Пока он до конца не раскрылся, но авторитарные замашки и стиль, в чем-то похожий на президента, уже можно заметить. Приход новых людей во власть в Грузии заметно сбавит градус напряженности, прежде всего в российско-грузинских отношениях. Хотя наивно ожидать, что они вдруг станут безоблачными. Рано или поздно, разбирая последствия политики Саакашвили, стороны придут к корню российско-грузинского спора - вопросу Абхазии и Южной Осетии, где найти здесь общий язык пока абсолютно невозможно.
Таким образом, с какой стороны ни посмотри, а дела Саакашвили не очень хороши. И самое плохое, что ему в поддержке отказывает Вашингтон, давний союзник и патрон. Можно сказать, "волк загнан в угол". Но выход он обязательно постарается найти. Посмотрим, какой. Ждать осталось недолго.