Депутаты предлагают изменить и закон о полиции. Ее сотрудникам дадут право при исполнении служебных обязанностей применять так называемое нелетальное оружие. Им может быть любое оружие, которое якобы не представляет опасности для жизни и апробировано в странах Европы. В том числе и пластмассовые пули, из-за которых 6 мая несколько оппозиционеров попали в больницу, а двое - лишились зрения.
Впрочем, по словам Кублашвили, применение пневматического оружия полицией в тот день было оправданным, так как законодательство запрещает только те спецсредства, которые недозволены международными актами. Так что изменение в грузинском законе лишь уточнит, в каких случаях конкретно можно калечить, не убивая. «Мы уточним, в каком случае могут применять правоохранительные органы нелетальное оружие. Это такой случай, когда происходит массовое нарушение общественного порядка, когда происходит нападение на полицейских и когда необходимо использовать это исходя из возникшего положения», - заявил Кублашвили.
Несколько дней назад возглавляемый им юридический комитет приступил к разработке еще одного «драконовского» проекта, направленного на ужесточение контроля над финансированием политических партий. Так Михаил Саакашвили сможет избавиться от своей мнительности по поводу того, кем оплачена антипрезидентская кампания оппозиции. Того и гляди, «жучки» в офисах недоброжелателей Михаила Николаевича тоже будут узаконены парламентом.
Комитетские обсуждения по этому пакету законопроектов в парламенте пока еще не начинались. Но они уже вызвали острую критику общественности. «Такие законопроекты, которые направлены на ограничение фундаментальных свобод, не должны приниматься в ускоренном порядке», - заявила руководитель Ассоциации молодых юристов Грузии Тамар Хидашели в ток-шоу на канале «Маэстро». По ее словам, увеличение административного заключения до трех месяцев является «преступлением».
По оценке независимого депутата Гии Цагареишвили, с помощью этих законов власти Грузии усиливают давление на своих политических оппонентов. «Принятие подобных законов происходило только во времена фашизма, при Гитлере», - цитирует его GHN.
Но вряд ли парламент, вместе с президентом крепко ухватившийся за власть, прислушается к этим голосам. Предложенные законы правительству позарез необходимы. Ведь оппозиция предрекает к осени либо отставку Саакашвили, либо революцию. «Выбор на этот счет - за президентом Михаилом Саакашвили, которого ждет очень тяжелая в политическом и экономическом плане осень, - заявил в эфире «Маэстро» экс-премьер-министр Зураб Ногаидели, лидер оппозиционного «Движения для справедливой Грузии».
«Общество настроено против Саакашвили, его рейтинг по Грузии не больше 25 процентов, в Тбилиси еще меньше, и наш трусливый президент знает данные этих опросов», - отметил он. «Если Саакашвили не назначит парламентские выборы, мы просто разрушим его режим», - пообещал Ногаидели. Как тут власти обойтись без новых законов, если вскоре снова понадобится укрощать толпу, как 7 ноября 2007 года?
Между тем, Freedom House в своем новом докладе о развитии демократии в посткоммунистических государствах отмечает, что Грузия опустилась уже до уровня начала 2000-х годов. Как отмечают европейские исследователи, «несмотря на конституционные гарантии гражданских и политических прав, в Грузии лояльно настроенный к президенту парламент не может ограничить авторитарные тенденции со стороны исполнительной власти».