Именно для бизнесменов и возводятся "на скорую руку" тысячи домов. Многие ради дела переезжают в Ирак, предпочитают ездить на машинах, набитых оружием, нанимать охрану, носить бронежилеты - но присутствовать лично. А Эрбиль при таком раскладе - идеальное место для проживания: спокойный по иракским меркам город, и ездить из него удобно. До того же Киркука всего час езды, но никто в здравом уме жить там не будет. Хотя именно вокруг него сосредоточена большая часть курдской нефти.
Цены на недвижимость в Эрбиле очевидно не соответствуют военному положению. Квартира в 150 кв. метров обойдется покупателю в 150-200 тысяч долларов. А отдельный благоустроенный дом на 300 кв. метров, в два этажа, с садом и гаражом - от 300 тысяч и до бесконечности. И приезжают, и покупают. И живут, возя автомат на пассажирском сидении и пистолет за поясом.
Читайте также: Потерянный рай: в тихом омуте Эрбиля
Безусловно, Ирак - богатейшее государство. В это сложно поверить, потому что страна лежит в руинах, но здесь крутятся колоссальные деньги. И, что уже совсем немыслимо для европейского и американского сознания - речь идет о наличных. Исключительно кэш. В банках купюры переносят в огромных коробках. Возможно, даже из-под ксерокса. Но тут это в порядке вещей.
Об электронных платежах здесь можно забыть, банковская карточка в Ираке - просто кусок пластика. В магазинах, в ресторанах берут только наличные. На весь Эрбиль - один банкомат. Сложно поверить. На миллион человек, не считая приезжих - один банкомат, стоящий в холле самого дорогого эрбильского отеля Sheraton (номер - 250 баксов в сутки). И к нему так просто не подступишься: он окружен двойным кольцом охраны. Чтобы прорваться к банковской машине и снять деньги, нужно дать обыскать себя и сумку.
Хотя в Эрбиле крупных терактов не было уже очень давно, в воздухе витает напряжение. Даже когда машина тормозит на светофоре, ты невольно начинаешь бросать взгляды на остановившиеся автомобили. И поневоле напрягаешься, видя, как сзади по дороге мчится машина, набитая ящиками и мешками с непонятным содержимым. Все-таки полной уверенности в безопасности нет.
Машина подъезжает ближе, сбрасывает ход рядом с тобой, и ты видишь, что на ящиках написано Mina. Марка питьевой воды. Черный юмор ситуации. Все здесь так - с намеком. Даже баночка кока-колы открывается не привычным образом. Тянешь за "чеку", и крышка словно взрывается - с хлопком и белым дымом.
Глаза отмечают полное отсутствие рекламных плакатов. А, нет, один есть - огромный стенд с изображением телевизора известной марки. Но это редкость. Зато везде - флаги. Не иракский - красно-бело-черный, с надписью на арабском "Аллах акбар", а курдистанский - красно-бело-зеленый, с изображением солнца. Иракские флаги тоже есть, но их значительно меньше, чем курдских.
В центре города - пробки. Машины здесь - преимущественно японские Тойоты, Ниссаны и китайские Great Wall. Реже встречаются американские Крайслеры и еще реже - Мерседесы и Опели.
Раньше, во времена Саддама, все таксисты в Ираке рулили советскими "Волгами". Сейчас не осталось ни одной - даже странно: куда они исчезли?
Такси тормозит: рынок. Приехали.