"Мечеть имени Ахмата-Хаджи Кадырова "Сердце Чечни" вышла во второй тур и набрала около 900 тысяч голосов. Это лучший результат в России! Новому голосованию дан старт", - написал глава Чечни Рамзан Кадыров в своем Instagram, подводя итоги первого тура голосования в конкурсе "Россия 10". В соседнем ЮФО первую строчку занял буддийский храм "Золотая обитель Будды Шакьямуни", опередивший на каких-то пару сотен голосов Мамаев курган со скульптурой Родины-матери в Волгограде. Все названные достопримечательности предварительно вошли в "десятку чудес" России. Обозреватель BigCaucasus поразмышлял о том, почему Чечне и Калмыкии удалось одержать победы в своих округах.
Начну с небольшого отступления. Не так давно на одном из известных ресурсов появилась статья довольно именитого журналиста, в которой он проводил параллели между Кадыровым и экс-главой Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. Я вступил с автором (не буду называть его имени) в полемику в Facebook и указал на два места в тексте, которые меня, как жителя Калмыкии, покоробили.
Во-первых, в статье говорилось, что и чеченцев, и калмыков Сталин выслал в "безысходные казахские степи". Это фактическая ошибка, потому что у калмыков депортация ассоциируется исключительно с Сибирью, и именно с суровыми климатическими условиями связаны многочисленные жертвы в первый год ссылки. Во-вторых, утверждалось, что "после того, как Илюмжинов крепко взял в свои руки бразды правления, в Калмыкии начали бесследно пропадать люди. Известна этим бермудским явлением и Чечня". Далее автор напоминал об убийствах журналисток Ларисы Юдиной ("Советская Калмыкия) и Анны Политковской ("Новая газета"). Параллель натянута, так как исчезают люди в Калмыкии не чаще, чем в любом другом российском регионе. Что касается убийства Юдиной в 1998 году, то, насколько я знаю, это было единственное политическое убийство в республике - Илюмжинов испугался резонанса и стал бороться с оппозицией "экономическими" методами. Так что с того времени, думаю, в какой-нибудь Костромской или Тверской области случилось намного больше громких преступлений.
Кто-то спросит: причем тут конкурс "Россия 10"? Дело в том, что эта история, как ни странно, очень хорошо объясняет результаты голосования. Фактор упомянутой депортации действительно сближает наши народы. После произвола, которое позволило себе государство в отношении калмыков и чеченцев, вопрос победы в конкурсе символов России стоит здесь более принципиально, нежели во многих других регионах. Возможно, на подсознательном уровне жители этих республик хотят таким образом получить некий аналог моральной компенсации. Конечно, в СКФО пострадали не только чеченцы. Но чеченцы - самый многочисленный этнос в округе, поэтому их победа в первом туре, в общем-то, закономерна. Несколько неожиданно выглядит лидерство Чечни лишь на общероссийском фоне. А вот первенство буддийского храма - это действительно удивительно, если учесть, что Калмыкия самый малочисленный регион в ЮФО - чуть более 280 тысяч человек. Для сравнения: численность населения главного конкурента, Волгограда, составляет 1 млн 355 тысяч человек. И это без учета области.
Вторая причина, которая заставляет людей в национальных республиках активно участвовать в голосовании, в чем-то связана с первой. Ошибка журналиста про казахские степи только кажется досадной оплошностью. Я уверен, что он не хотел обидеть калмыков. Но надо понимать, что для потомков депортированных незнание подобных нюансов сродни пренебрежению. Раз уж нельзя повернуть историю вспять, нужно хотя бы извлечь из нее уроки: смерти десятков тысяч невинных людей не должны быть преданы забвению. А такого рода недоразумения наводят на мысль, что историю забывают не только власти, но и интеллигенты. Отношение к традициям национальных республик - отдельная тема: буддизм путают с индуизмом даже на канале "Культура"! Так что солидарность малых народов в ходе голосования можно расценивать как попытку напомнить о себе, занять свое место в пространстве культуры и исторической памяти.
Третий фактор также отражен в истории, с которой я начал эту статью. Сопоставление Илюмжинова и Кадырова действительно оправдано. Но я бы предложил совсем другие параллели. Известно ли вам, что первым главой республики стал именоваться не Кадыров, а Илюмжинов, причем задолго до чеченского коллеги? Это ни в коем случае не повод для гордости, а указание на схожесть в мышлении двух политиков. Более того, Илюмжинов раньше Кремля ввел так называемую вертикаль правления. Все эти факты легко проверить, поскольку "новации" сопровождались активной пиар-кампанией в республиканских СМИ. Кстати говоря, аргументы и в пользу вертикали, и в пользу "отречения" от президентства приводились ровно те же, что потом были растиражированы в федеральной прессе.
В деле построения вертикали Илюмжинова можно назвать пионером, а Кадырова самым успешным "прорабом". На опыте двух республик легко проследить все этапы "вертикального" развития. И тот, и другой начали с подмены реального сакральным. Хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" - самый большой буддийский храм в Европе. "Сердце Чечни" - крупнейшая мечеть континента. В первом случае за счет удовлетворения ирреальных потребностей компенсировалась экономическая отсталость, во втором - недостаток политических прав и свобод. И несмотря на то что в Калмыкии уже сменился руководитель республики, религиозность там продолжает оставаться едва ли не единственной, как сейчас модно говорить, духовной скрепой. Консолидация вокруг религиозных символов в этих регионах синонимична патриотичности.
Не кажется ли вам, что для полноты картины в этих сопоставлениях чего-то не хватает? Моя главная претензия к автору той самой статьи заключалась в том, что, рассуждая о схожести глав республик, он описывал Калмыкию и Чечню отстраненно - дескать, это возможно у них. Но разве не те же процессы мы наблюдаем сегодня во всей России? Закон об оскорблении чувств верующих - яркая иллюстрация того, что страна идет по проторенной дорожке. Вместо обсуждения реальных проблем мы вынуждены дискутировать о каких-то заоблачных сферах - есть ли там кто-то, имеет ли он бороду, как его можно оскорбить и прочее. Элиста и Грозный - политические ориентиры Москвы, ее будущее. Хотя почему будущее? Посмотрите на фарс с выборами в столице, где врио мэра Сергею Собянину приходится призывать к поддержке кандидата от оппозиции Алексея Навального, чтобы создать видимость политической борьбы. Разве это не свидетельство того, что мы "приехали в Грозный"? И не говорит ли катастрофический дефицит производственных предприятий в стране о прибытии на "станцию Элиста" в экономике?
Россиянам прививают дешевый патриотизм, добиваются от граждан страны демонстрации солидарности по примеру жителей национальных республик. Кто-то может гордиться подобной сплоченностью. Меня она настораживает, и, признаюсь, я ни разу не нажал на кнопку в пользу хурула. Во-первых, сам конкурс мне кажется глупым и провокационным. Особенно, если учесть опыт "Имени России". Во-вторых, на мой взгляд, обратная сторона такого единодушия - отсутствие критического мышления. Ведь при здравом рассуждении за символом России должна стоять многовековая история. В этом плане и хурул, и мечеть - новоделы, которым еще предстоит доказать свою значимость не только всей стране, но и своим народам. Сегодня победа любого из этих комплексов будет означать лишь одно: у жителей той или иной республики больше свободного времени.
"Имя России" привело к апологии Сталина на самых разных уровнях. "Россия 10", скорее всего, спровоцирует новую волну националистических настроений. Причины, по которым жители двух республик проявляют активность в голосовании, - иллюзорны. Даже если победит мечеть или хурул, морального удовлетворения от этого триумфа никто не получит, поскольку придется постоянно доказывать - прежде всего себе - что это первенство не липовое. Предпосылок для всплеска интереса к культуре народов России также не наблюдается. Так что все это не более чем фарс. Еще один шаг в "Нашу Рашу" с ее параллельными вселенными русских и нерусских.