Армения, которая не имеет выхода к морю, обречена на медленную деградацию, если ситуация не изменится. Разумеется, переговоры необходимо довести до конца. Другой вопрос, какой итог будет у такого "консенсуса". Несмотря на угрозы со стороны Ильхама Алиева, что он готов разрешить конфликт военным путем, Москва четко бдит интересы стран-участниц Организации договора о коллективной безопасности. Азербайджан в ОДКБ не входит, но он является членом СНГ, чьи границы и призван защищать постсоветский военный союз. А значит, ни о какой военной интервенции - не только со стороны Баку, но и Североатлантического альянса - не может быть и речи. Этот непреложный принцип кремлевской политики в очередной раз озвучил постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин накануне саммита министров обороны блока в Брюсселе: "Мы просто просим не парковать натовский танк у нашего подъезда. Это единственное, что мы просим. Для этого есть специальные боксы на военных базах".
Читайте по теме: Алиев и Саргсян пойдут на принцип?
Поэтому демарш, совершенный Сержем Саргсяном в Варшаве, когда тот отказался от встреч с главами Азербайджана и Грузии, вполне закономерен. Ереван снова продемонстрировал, что влияние прозападных настроений в стране - не более чем мечты Вашингтона и его вассалов. Изменение акцентов между армянским президентом и Михаилом Саакашвили все почувствовали еще пару месяцев назад. Несмотря на подписанный двумя странами договор о взаимной защите инвестиций и упрощенные процедуры на границе, газовая труба, которая поставляет Армении российское голубое топливо, то и дело закрывается на "переучет", ясно давая понять, с кем господину Саргсяну необходимо дружить.
Загвоздка в том, что позиция Азербайджана, которая зиждется на поддержке Турции в вопросе противостояния с Арменией, может вскоре измениться. Привлекательность независимой Абхазии и экономическая стабильность в противовес финансовому кризису, обуявшему еврозону и Соединенные Штаты, могут заставить как Анкару, так и Баку пересмотреть свой внешнеполитический вектор. Важнейшую роль играет момент realpolitik, поскольку Баку и Москва в последнее время укрепили взаимное доверие, что следует из расширяющегося экономического сотрудничества.
Ранее мы писали: Грузия подложила свинью всему Кавказу
Отказ Саргсяна от встреч с Алиевым и Саакашвили был не случайным. Временная передышка, которую организовал лидер Армении, дает всем сторонам в преддверии президентских выборов в России поразмыслить, куда им плыть. Ведь сам Ереван уже давно решил, что все интеграционные процессы он будет производить исключительно с Кремлем, а не с западными политиканами. Становится очевидным, что единственный игрок в Закавказье - Москва. При этом сей статус был получен с благословения французского президента Николя Саркози, который легитимизировал границы Абхазии и Южной Осетии, признав, что за ними российские войска могут оставаться в любом количестве и без определения сроков. А значит, признал способность Кремля разрубить гордиев узел этнополитических конфликтов в регионе.