Уйти от "вульгарного, примитивного" понятия светскости призвал россиян президент РФ Владимир Путин, выступая на встрече с участниками Архиерейского собора. Религиозные деятели с воодушевлением восприняли слова главы государства. В свою очередь юристы указывают на то, что Путин, по сути, предложил переосмыслить ключевые принципы международного права.
"Сегодня исключительно востребовано углубление совместной работы, партнёрства государства и всех традиционных конфессий. Сохраняя, безусловно, светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, мы должны уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости", - заявил президент страны 1 февраля.
"Русская Православная Церковь, - добавил далее Путин, - другие традиционные религии должны получить все возможности для полноценного служения в таких важнейших сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодёжная политика, решение социальных проблем, которых у нас ещё очень и очень много, укрепление патриотического духа Вооружённых сил Российской Федерации. Это ответ на живую потребность людей в нравственной опоре, в духовном наставничестве и поддержке".
По словам председателя Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева, Путин "прекрасно понимает" значение религии для общества. "Да, религия у нас отделена от государства, это записано в Конституции, - продолжает Бердиев в интервью корреспонденту "Большого Кавказа". - Однако от народа религию отделить нельзя. Прямое вмешательство государства и религии в дела друг друга - недопустимо. Но мы должны сотрудничать. И в этом направлении Путин ведет работу".
В качестве положительного примера сотрудничества государства и религии Бердиев привел историю с введением школьного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России". "Тогда ведь тоже вопрос стоял остро, - напоминает муфтий. - Школа отделена от церкви, поэтому мы не могли предложить священнослужителей в качестве наставников для детей. Но в конце концов все же нашли компромисс: учебники готовим мы, религиозные организации, а предмет преподают светские учителя".
Бердиев утверждает, что "польза от сотрудничества большая": в Чечне и Ингушетии, где эксперимент начался раньше, чем в других регионах, в школах уже немыслимы проблемы с наркотиками, курением, алкоголем и прочими негативными явлениями.
"Каждый человек во что-то верит, но не каждый знает, во что он верит. - отмечает Бердиев. - Наша задача - с помощью государства вести разъяснительную работу, чтобы люди с детства знали, кем они являются. Если человек верующий, он должен жить в вере, а не просто называть себя мусульманином, христианином, иудеем или буддистом. Тогда наше общество будет полноценным".
Исмаил-хаджи затруднился выделить какие-либо отдельные сферы, где сотрудничество государства и религиозных общин могло бы быть наиболее плодотворным. С его точки зрения, такое взаимодействие возможно во всех без исключения сферах.
В свою очередь Елена Лукьянова, адвокат, член Общественной палаты, профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ обращает внимание на то, что толкование Конституции - это прерогатива Конституционного суда. "При этом КС дает трактовки только после соответствующих обращений, - уточняет Лукьянова в интервью "Большому Кавказу". - Президент имеет право на такое обращение. Если обратится, будет интересно послушать, как он понимает принцип светскости государства, и сравнить это с формулировками в международном праве".
Как поясняет профессор, согласно принципам международного права, светское государство подразумевает в первую очередь не свободу вероисповедания, а свободу совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, право вести религиозную и атеистическую пропаганду, равенство всех церквей и конфессий, а также отделение церкви от государства и школы - от церкви. "Вот признаки светского государства. Это понятие относится к разряду универсальных ценностей", - резюмирует Лукьянова.