Оружейные скандалы сотрясают Грузию. Сначала президент Южной Осетии Эдуард Кокойты обвинил Тбилиси в активном вооружении. А буквально на следующий день бывший соратник Саакашвили, а ныне лидер оппозиционной партии «Движение за справедливую Грузию» Зураб Ногаидели обвинил президента в присвоении средств оборонного ведомства.
Оружейные скандалы следуют чередой. Не успел стихнуть один, связанный с поставками Украиной вооружений в Грузию, как грянул новый. 3 марта в интервью «Российской газете» югоосетинский лидер Эдуард Кокойты отметил, что Грузия активно восстанавливает свой военный потенциал после своего августовского фиаско, в частности, возобновлены военные поставки из Израиля.
Ни в Тбилиси, ни в Москве на это заявление еще не успели отреагировать. Ведь буквально накануне августовской войны, 5 августа прошлого года, как сообщала lenta.ru, Министерство иностранных дел Израиля по официальной просьбе России приняло решение об ограничении экспорта продукции военного назначения в Грузию. А 21 января сего года президент России Дмитрий Медведев издал указ «О мерах по запрещению поставок Грузии продукции военного и двойного назначения». Как считают российские аналитики, данный указ направлен в первую очередь на предостережение стран Восточной и Центральной Европы, а также Украины. Такое мнение высказал РИА Новости директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Так что заявление Кокойты могло бы спровоцировать выяснение отношений на международной арене.
Однако, похоже, оно не вызовет должного резонанса. Поскольку буквально на следующий день в Тбилиси разразился другой скандал, заставивший забыть слова цхинвальского руководителя. Как сообщают грузинские СМИ, Зураб Ногаидели заявил, что «выделенные на закупку вооружения 2 миллиарда и несколько сот миллионов долларов в действительности были присвоены Саакашвили и его окружением». Лидер «Движения за справедливую Грузию» признался, что раньше считал подобные подозрения необоснованными. Однако, август прошлого года на многое ему раскрыл глаза. Он приравнял эти действия Саакашвили к измене Родине, поскольку когда оружие потребовалось, «оказалось, что его либо не было, либо оно было негодным»
Как писала в конце 2008 года New York Times, со ссылкой на доклад Пентагона, американские военные специалисты, которые работали в Тбилиси в октябре-ноябре 2008 года, сообщали, что озабочены низкой боеготовностью грузинской армии. Они дали ясно понять, что даже после крупных инвестиций Саакашвили в оборону и более чем десятилетней работы американских инструкторов, армия Грузии осталась неопытной и неподготовленной.
В этом году с аналогичными обвинениями в адрес властей выступил на страницах грузинской газеты «Квирис Палитра» (Палитра недели) бывший министр обороны Грузии Георгий Каркарашвили. Вообще, все связанное с вопросами обороны в Грузии - темная история. После «революции роз» страна стремительно наращивала военный бюджет. Даже далекая от симпатий к Кремлю Би-Би-Си передавала: «Грузия - мировой лидер по росту военных расходов». Проверить же, куда идут средства, не представлялось возможным. Согласно решению пропрезидентского парламентского большинства, статьи военного бюджета являются закрытыми.
Корреспондент GeorgiaTimes попросил грузинского военного эксперта Гию Мелитаури прокомментировать - насколько обоснованы обвинения в адрес Саакашвили, прозвучавшие из уст Кокойты и Ногаидели.
Что касается заявления Ногаидели, то они, по мнению эксперта, обоснованы. «Во-первых, еще со времен бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили, - сказал он, - это ведомство является закрытым и служит для отмывания денег для черной партийной кассы «Национального движения». Во-вторых, боевые действия в августе подтвердили, что у грузинской армии нет ни вооружений, ни кадров. Но ведь на это предназначались бюджетные деньги. Значит, эти средства куда-то делись».
Что же касается заявления Кокойты, то наш собеседник заявил, что не может ни подтвердить его, ни опровергнуть. «Поскольку во время августовского конфликта армии был нанесен значительный урон, ей необходимо восполнить потери в технике. Вопрос в том: идет ли только восстановление штатного вооружения или происходит наращивание потенциала»,- говорит Гия Мелитаури.
Впрочем, скорее всего, новую армию предстоит строить уже новому правительству. Оппозиция настаивает на проведении референдума и отставке Саакашвили. По прогнозам большинства грузинских политологов, судьба страны решится уже наступившей весной.
Ирина Пташковская