- Каково отношение постсоветских курдов к Рабочей партии Курдистана? Что сейчас думают курды о заключении Абдуллы Оджалана?
- Можно сказать, что постсоветские курды признают РПК в Курдистане, но не признают в России. Так считают некоторые мои знакомые курды. В отличие от России, где деятельность партии не считается террористической, в Казахстане в 2004 году из-за давления Турции и Грузии Рабочая партия Курдистана оказалась вне закона. Что особенно интересно - благодаря местным курдам. Деятельность РПК в Армении также малоактивна. На Украине и в России РПК в силах организовать как митинги, в том числе и в поддержку лидера Абдуллы Оджалана, так и различные общественные организации. Несмотря на наличие курдских общественных организаций, создаваемых РПК, взаимоотношения этой партии с постсоветскими курдами весьма неоднозначные. В основном из-за политической направленности деятельности этих мероприятий и привлечения к ней местной курдской молодежи. Так или иначе, Оджалан для многих как был героем, так им и остается.
- Есть мнение, что постсоветские езиды - «пятая колонна» Вашингтона на Ближнем Востоке. Каково Ваше мнение?
- По сравнению с курдами, проживающими на Ближнем Востоке, курды постсоветского пространства, как в России, так и в СНГ, вряд ли могут заинтересовать США. Хотя бы по причине своей небольшой активности. В результате сталинских депортаций, в 30-40-х годах XX века курды были переселены с привычных мест проживания в совершенно иную среду. Там, в окружении титульных наций союзных республик и под давлением специальных инспекций и отрядов МВД, они были подвержены ассимиляции и политически дезориентированы. Выдворение с обжитых мест рушило вековой уклад общественной и хозяйственной жизни курдов. В частности, в Казахстане курды были сильно ассимилированы. Они почти растворились в смешанных браках с представителями других национальностей, в том числе депортированными. В том же Казахстане при содействии курдских и чеченских духовных лидеров смешанные курдско-чеченские браки уже не редкость. В Киргизии роль местных курдов крайне малозначима, грубо говоря. В Грузии и в Армении ситуация несколько проще в силу компактного проживания, а также из-за преобладания езидского контингента, в котором имеется влияние каст духовенства (шейхи, пиры) на касту мирян (мюриды). Религия позволяет в какой-то степени смягчить ассимиляционный процесс, который в Закавказье тоже присутствует, пусть и в меньшей степени. В силу вышесказанного, говорить о планах США по отношению к курдам постсоветского пространства вряд ли имеет смысл. Ситуация в Ираке тоже неоднозначна. То ли США выгодно иметь партнера, которым согласны быть курды в окружении враждебно настроенных к ним наций и стран Ближнего Востока, то ли Вашингтону нужна резервация, то ли финансовая составляющая, а может, даже три в одном. По мнению некоторых российских курдов, политика властей Курдистана не соответствует духу патриотизма и рационализма. Они объясняют свое недоверие Барзани так: за 8 лет не был решен вопрос не только с Киркуком, но еще и с Ханакином и Мосулом, на которые давно претендуют курды. И это при учете раздробленности и разобщенности арабского населения Ирака.