На Ставрополье ищут имама мечети поселка Мирный Предгорного района края Шамиля Хубиева. Он пропал из своего автомобиля, когда ехал на встречу с муфтием. Коллеги характеризуют его как адекватного и очень образованного человека. Никаких конфликтов с властью преимущественно мусульманского поселка у него не было. Однако в показаниях участника бандитского налета на Нальчик в 2005 году Эдуарда Миронова Хубиев фигурирует как друг еще одного "ваххабита" — Расула Кудаева.
Портал мусульман Кавказа, как называется официальный сайт Духовного управления мусульман Ставропольского края, вчера опубликовал информацию о пропаже одного из имамов. Исламский священнослужитель из мечети поселка Мирного, что под Кисловодском, Шамиль Хубиев направлялся в Пятигорск, на встречу с муфтием Мухаммад-хаджи Рахимовым. Но до места назначения не доехал. Его автомобиль был обнаружен позже на дороге в столицу СКФО. Родственники Хубиева не могут дозвониться до него, так как телефон отключен. В связи с этим они обратились в полицию, а ДУМ СК — ко всем, кто что-либо знает о местонахождении имама. Впрочем, указанный в объявлении о пропаже телефон сегодня все время переключается на факс.
Осенью прошлого года мусульмане края намеревались провести массовый намаз на центральной площади Пятигорска, чтобы выразить свое недовольство против решения о сносе мечетей в пригородах Кисловодска и закрытии мечети в Пятигорске. Все эти здания были построены без разрешительной документации, как, впрочем, и многие другие здания в регионе. Когда же общественность подняла вопрос о том, что без ее желания возводятся религиозные сооружения, которые свидетельствуют о сдаче Ставрополья Кавказу, местные власти в показательном порядке начали вставлять мусульманам палки в колеса. Сложилась неприглядная ситуация, которую удалось разрешить только после обещания выделить новое место под строительство мечети в Пятигорске, а уже построенное здание мечети использовать как исламский центр.
Однако на этом давление на мусульманскую умму Кавминвод, о котором тут же стали говорить в блогах, не закончилось. В конце октября имама Кисловодской мечети Курмана Байчорова задержали с 4 граммами героина. Наркотическое вещество обнаружили и в его крови. Причем, МВД сообщило, что Байчоров вину признал и раскаялся. При этом ни муфтий края Рахимов, ни муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил-хаджи Бердыев, в ведении которого ранее находились и ставропольские мечети, в наркотическую зависимость Байчорова не поверили. Тем не менее, он до сих пор остается под арестом, и недавно за него пытался заступиться перед руководителем Следственного комитета России чеченский правозащитник Нурди Нухажиев.
И вот новый прецедент — странное исчезновение имама еще одной мечети на Кавминводах. Как рассказал корреспонденту BigCaucasus имам Кисловодска Аслан Шаманов, в поселке Мирный всего две мечети. Одна из них была построена вскоре после развала СССР и считается самой старой в округе. Именно в ней и служил имамом пропавший Шамиль Хубиев. Никаких претензий со стороны властей к нему не выдвигалось. Во-первых, в поселке живут преимущественно мусульмане — карачаевцы и балкарцы, хотя есть и русские, и армяне. Во-вторых, никакого строительства религиозных сооружений не ведется.
"Мы с Шамилем Хубиевым довольно давно знакомы, встречались на собраниях, совещаниях. Он придерживается традиционного ислама, был официально назначен Духовным управлением, вначале возглавляемым Бердиевым, сейчас Рахимовым, — отметил Аслан Шаманов. — Недавно мы встречались, он отчет в Ставрополь сдавал, как и все организации. Нормальный адекватный человек, хороший имам со знаниями. Только положительное могу сказать о нем".
Кисловодский имам добавил, что Хубиев возглавляет при Духовном управлении мусульман Ставрополья Совет Улемов — исламских ученых. "Он обучался в Эль-Рияде, потом окончил Черкесский исламский институт имени Абу Ханифы, потом факультет теологии Пятигорского государственного лингвистического университета. У него было два высших образования. Я более образованных имамов, кроме муфтия, в крае не знаю, — подчеркнул Шаманов. — Для нас было шоком его исчезновение. У него семья, трое детей, младшему еще и двух лет нет, по-моему".
Никаких версий о пропаже коллеги Аслан Рамазанович не выдвигает — религия запрещает строить догадки. "Мы полагаемся на Всевышнего, молимся, чтобы помог", — пояснил наш собеседник.
В 90-х годах в поселке Мирный существовало подпольное медресе, где преподавали выпускники арабских исламских вузов. Один из них — Махаммад Биджиев — провозгласил себя "имамом Карачая" и выступал за присоединение Предгорного района и города Кисловодска к "независимому Карачаю". Под его предводительством молодые люди захватили поселковую мечеть, которая стала проповедовать "чистый ислам". Однако те времена прошли, а Хубиев, хотя тоже учился в Саудовской Аравии, придерживался умеренных взглядов. Но было ли так всегда?
Осенью прошлого года блог "Кавказпресс", связанный со спецслужбами, опубликовал показания участников вооруженного нападения "ваххабитов" на Нальчик в 2005 году. Один из них, Эдуард Миронов, упоминает Шамиля Хубиева как друга другого подозреваемого в налете — Расула Кудаева. "Осенью прошлого года (имеется в виду 2004 год), я вместе с Кудаевым Расулом, "Шейхом", ездил в село Учкекен в КЧР, — сообщил следователям Миронов. — Кудаев ездил туда к своему другу Шамилю Хубиеву на свадьбу. Хубиев и Кудаев вместе обучались в Саудовской Аравии. Будучи в Учкекене, Кудаев собирал у Хубиева дома всех учившихся за границей мусульман и обсуждал с ними вопросы объединения всех мусульман Северного Кавказа и централизованного управления ими. Все разговоры происходили на арабском языке. После этой встречи Кудаев уехал на Ближний Восток, откуда он поддерживал связь с "ваххабитами" Северного Кавказа через Интернет".
Центр "Мемориал" признал Расула Кудаева политзаключенным. Правозащитники считают, что он не участвовал в нападении, а обвинения против него связаны с желанием следствия найти иностранный след в действиях местного подполья. Но если координация с арабскими террористами действительна была, и за нее отвечал Кудаев, проводя сборища в доме Шамиля Хубиева, возможно, вскоре мы узнаем, что имам был не похищен, а задержан. Кстати, "Вилаят Дагестан", подразделение подпольного "Имарата Кавказ", уже отписалось в блогосфере, что "Хубиева наверняка похитили кафиры (полицейские), это их почерк".