Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Время «Ч» вертикали
06 марта 2013 19:19 Среда
Время «Ч» вертикали. 21516.jpeg

Председатель Народного собрания Чечни Дукуваха Абдурахманов в очередной раз подтвердил намерение республики вернуть Сунженский район, ныне принадлежащий Ингушетии. Соответствующее заявление спикер парламента ЧР сделал, отвечая в СМИ на выступление своего коллеги из Ингушетии Мухарбека Дидигова. По мнению обозревателя «Большого Кавказа», перепалка представителей двух братских народов может закончиться глобальными переменами в структуре федеральной власти.

В интервью чеченскому интернет-изданию Абдурахманов подверг критике едва ли не каждый тезис Дидигова. Кроме того, он обратил внимание на то, что в Чечне «гораздо позже ингушской стороны... провели описание своего района», а также вновь посоветовал ингушским парламентариям описать Пригородный район Северной Осетии - «исконно ингушскую территорию».

Аргументация председателя парламента ЧР относительно притязаний на Сунженский район в целом сводится к тому, что «на момент объединения Ингушской и Чеченской автономий в 1934 году этот район был чеченский. И, следовательно, на момент разъединения он также должен оставаться чеченским». Абдурахманов выразил надежду, что «Москва, рано или поздно, основываясь на нормах действующего законодательства, исторических фактах и архивных документах, примет решение по этому вопросу». «Это нужно всем, в том числе и федеральному центру, чтобы на этой почве не было политических провокаций и чтобы между будущими поколениями чеченцев и ингушей больше не возникало этих споров», - добавил спикер в интервью ИА ChechnyaTODAY.com.

Кремль пока молчит. После знаменитого хлопонинского «брейк, стоп» никакой реакции на возобновляющийся конфликт ни из Москвы, ни из Пятигорска не было. В сентябре прошлого года полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин дал боксерскую команду двум братским народам, хотя на самом деле сигнал, безусловно, был адресован главам республик, затеявшим публичную перепалку. Сегодня Рамзан Кадыров, которому эксперты гарантируют переизбрание, выбивает миллиарды под разминирование чеченских территорий и параллельно преподносит дорогие подарки: квартиру - Депардье, платье - Канделаки. У Юнус-Бека Евкурова более приземленные заботы, но к спорным землям они отношения не имеют. Накануне выборов борьба за Сунженский район поручена спикерам двух парламентов. Получается, формально руководители республик выполнили просьбу полпреда, но на деле стороны вопрос закрывать не собирались. Символично, что спор глав субъектов продолжают председатели Народных собраний: с одной стороны, проблема вроде спущена вниз, с другой - у нее теперь появился статус общенародной.

Что дальше? Рано или поздно, как справедливо отмечает Абдурахманов, Москва обозначит свою позицию. Но «брейк, стоп» здесь уже не пройдет. Учитывая, что на носу Олимпиада в Сочи, нетрудно догадаться, что центру, чтобы быстрее уладить проблему, придется договариваться со сторонами конфликта. Точнее, торговаться надо будет с инициатором конфронтации - Чечней. За отказ от притязаний на Сунженский район там, видимо, ждут какой-то особой благодарности.

Москва оказывается в весьма затруднительном положении. Стоит создать прецедент, как земельные вопросы всколыхнут весь Кавказ. С требованиями выделить «исконные» территории выступят кумыки, балкарцы и так далее. Наложить мораторий на пересмотр границ? Есть риск спровоцировать массовые акции протеста. Решительные шаги нужно было предпринимать намного раньше. Остается договариваться кулуарно. Благо, сегодня главы республик в конфликт не втянуты, а значит, в любой момент могут «проявить добрую волю» и положить конец разногласиям.

Более антигосударственного сценария не придумаешь: верхушка вертикали попадает в зависимость от низших звеньев структуры. Похоже, Олимпиада в Сочи, которая, по задумке, должна дать толчок развитию Северного Кавказа, превращается в большую проблему Кремля. С одной стороны у всех на глазах нещадно разворовываются деньги, пущенные как непосредственно на организацию и проведение Игр, так и на развитие "Курортов Северного Кавказа". С другой - на фоне роста напряжения в СКФО становится все более очевидной несостоятельность структуры власти, где вопросы решаются бессистемно, в зависимости от ситуации. В этих условиях политический кризис был неизбежен.

Еще в 2009 году эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров в одном из своих докладов предсказывал, что субституты власти - постпредства и прочие - этакие заменители реальных институтов в определенный момент продемонстрируют свою несостоятельность. По-видимому, именно это мы сегодня наблюдаем. И если так, то у руководства страны нет иного выхода, кроме как восстанавливать государственную горизонталь. Разумеется, в условиях усиления муниципалитетов земельные споры сами собой не исчезнут. Скорее даже, поначалу они обострятся. Но преимущество так называемого горизонтального правления в том, что оно подразумевает выстраивание некой системы институциональных отношений, в то время как вертикаль зиждется на личных договоренностях и потому практически неизбежно заканчивается банальным шантажом, зачастую ставящим под угрозу стабильность не только в том или ином регионе, но и во всей стране.  

Бадма Бюрчиев

топ видео
новости региона